ОРЕАНДА-НОВОСТИ  16 октября исполняется 120 лет со дня рождения Фёдора Николаевича Михальского (1896-1968) — легендарного главного администратора Художественного театра, директора Музея МХАТ, прототипа Филиппа Филипповича Тулумбасова из «Записок покойника» («Театрального романа») М. А. Булгакова.

В 1918 г. Фёдор Михальский поступил в Художественный театр в качестве инспектора, помощника С. А. Трушникова, который заведовал «хозяйственной частью» МХТ; после ареста и административной ссылки вернулся к исполнению своих обязанностей.

Для его характеристики достаточно нескольких строк из письма Станиславского 1924 г.: «Если бы Вы могли заглянуть в наши сердца и понять, что в них происходит, Вы бы удивились и были горды. Вы один из немногих, который сумел заслужить всеобщую единодушную любовь и признание всех, начиная с актёров и кончая рабочими». По возвращении в театр Михальский занимал различные должности, в том числе главного администратора и помощника директора МХАТ (с 1937— директор музея МХАТ). Немирович-Данченко отмечал в нем «предприимчивость, энергию, мудрость, решимость — проще сказать — талантливость администратора». В одном из своих последних писем он делится с Михальским тревожными мыслями о будущем МХАТ и, очевидно, ждёт от него инициативы в реорганизации труппы.

Фёдор Николаевич был своим человеком в доме М. А. Булгакова; его образ увековечен в знаменитой главе «Театрального романа» о конторе Филиппа Филипповича в Независимом театре. Помимо административного, он обладал ещё одним особым талантом — радовать людей своего окружения, помогать им в беде, заступаться за них в случае необходимости. Он славился юмором, а его квартира была своеобразным клубом для актёров, режиссёров и художников двух поколений МХАТ и его бывших студий. Здесь царила «высокая богема» с остроумными импровизациями, страстными спорами об искусстве, музыкальными экспромтами. И только самые близкие друзья порой замечали в глазах этого весёлого человека затаенную тоску одиночества.