ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 24 мая в новом клубе легенды российского джаза Алексея Козлова состоялось исключительное для московской музыкальной жизни событие -  презентация нового направления в музыке - "русский фьюжн".  На вопросы, что это такое, и "с чем его едят", ответил музыкант группы "М-Артель" Михаил Леванов.

- Первый вопрос, который приходит на ум, когда слышишь название вашей группы - Вы имеете отношение к всемирно известному алкогольному бренду?

- Конечно, нет!  Мы расшифровываемся как Музыкальная Артель, сокращённо М-Артель. Мы всегда старались, чтобы название коллектива отражало суть того, что мы делаем. Нам интересно копаться и в джазовой музыке, и в фанке, и в бардовской песне. Мы делаем разные проекты в разных жанрах. Нас больше интересует реакция публики, чем попадаем мы под стереотипы или нет. Для нас важнее донести некую идею.

- А что такое "русский фьюжн"? "Фьюжн" - понятно. Смешивать разные стили на западе начали ещё в 70-х годах прошлого века. Но почему "русский"?

- Я бы сравнил этот стиль с пиццей. Если вы пытаетесь смешать несколько жанров в одной композиции, не превращая её при этом в детскую аппликацию, вы волей-неволей станете опираться на свои культурные впечатления. То есть, какие бы ингредиенты вы не использовали, вы всё равно их будете укладывать на тесто. Ингредиенты меняются, а тесто всё равно остаётся неизменным. А так как родились мы здесь, выросли под то, что слушала вся страна, то бессмысленно притворяться "фирмачами", мы такие, какие есть. Не плохие и не хорошие. Просто другие. Вот и "смесь" поэтому у нас выходит другая, не такая как у "Steps Ahead" и "Breakers Brothers."

- На ум приходит "world music", Питер Гэбриел  и тому подобные эксперименты с национальным колоритом.

- Не совсем согласен. World music всё-таки имеет дело с музыкой народов мира, а мы смешиваем музыкальные культуры Нового Времени. Даже когда мы используем элементы народной музыки, это, скорее, не фольклор, а представления городского жителя о фольклоре. Сфера наших интересов лежит скорее в области джаза, блюза и академической музыки, чем в сфере фольклористики.  Но, право, говорить о музыке - всё равно, что танцевать об архитектуре. У нас вышел новый диск, который мы презентовали на концерте 24 мая, пусть лучше читатели сами послушают диск и составят о нём своё мнение. Мы постарались сделать альбом, требующий расшифровки для простого слушателя. Если вы любите музыку, если она вызывает в вас эмоциональный отклик, для вас не составит труда составить о нём своё мнение. А расчленение музыкального материала на молекулы оставим музыковедам - в конце концов, это ведь их работа.

- Хорошо, тогда расскажите о том, как вам удалось реализовать подобный проект. Ведь Ваша музыка не вписывается ни в один из существующих привычных российских форматов?

- Кто сказал, что бесполезно биться головой о стену? Тем более, если в этом увлекательном занятии находятся соратники. На первый взгляд, может показаться, что продвигать инструментальную музыку в России, всё равно, что продавать песок  в Сахаре. Но некоторые музыканты и просто увлечённые музыкой люди считают наоборот. И я в этом с ними полностью солидарен. Они удивительным образом ЛЮБЯТ музыку. Не воспринимают её как бизнес или способ выделится из общей массы, а относятся к ней как к некоему чуду, субстанции, способной менять твоё внутреннее состояние. Но прекрасно при этом осознают, что если ничего не делать, ничего и не получится. Можно отчаянно завывать о кризисе отечественной культуры, а можно пойти и что-нибудь сделать. Здесь и сейчас. Мне их подход гораздо ближе, чем бесконечные стенания о том, что в этой стране музыка никому не нужна.

- От деклараций идей музыкального патриотизма вернёмся к Вашей презентации и новому клубу.

- Да, это новое место на культурной карте столицы, имеющее все шансы стать центром новых музыкальных явлений. Как сказал один мой знакомый, "Когда смотришь афишу клуба, понимаешь, что, в принципе, можно переехать сюда жить". Идея состоит в том, чтобы сделать из клуба некий новый Дом Культуры. Проводить в нём не только концерты, но и выступления артистов, музыкальные конкурсы, кинопоказы. Возродить идею ДК в новом, изначальном смысле, а не просто как место встречи нетрезвых музыкантов духового оркестра.

- А сам Алексей Козлов принимал участие в Вашем концерте?

- Конечно. И это большая честь для нас. Алексей Семёнович - это гуру отечественного джаз-рока. Без него сложно себе представить себе сегодняшнюю музыкальную реальность. То, что сейчас происходит возрождение интереса к инструментальной отечественной музыке, безусловно, его заслуга.