ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В мае Михайловский театр представит очередную оперную премьеру - "Богему" Джакомо Пуччини. В мировом музыкальном репертуаре мало произведений, которые могли бы соперничать по популярности с этой лирической музыкальной драмой, в которой условность оперного искусства почти смыкается с реальностью.

В "Богеме" нет вычурности, сюжетных нагромождений или пафоса. Взаимоотношения главных героев вплетены в пёструю картину парижской жизни, обрамлены бытовыми подробностями, смягчены шутками и лёгкой иронией. Молодые обитатели Латинского квартала, посвятившие себя искусству, мечтают о признании и успехе, но жизнь не торопится вознаградить их ожидания. Тонкий флер ускользающей мечты, растворённой в туманах холодных парижских ночей, образует фон для простой и пронзительной истории любви.

Над постановкой "Богемы" работают Петер Феранец, музыкальный руководитель и главный дирижёр Михайловского театра, и режиссёр Арно Бернар. В прошлом сезоне результатом их творческого союза стала "Иудейка", выдвинутая на театральную премию "Золотая Маска" в 6 номинациях, в том числе и как "лучший оперный спектакль".

Петер Феранец, дирижёр-постановщик спектакля: "Выбирая для постановки "Богему", мы думали о молодой аудитории, о тех юношах и девушках, для которых посещение театра - это ещё и романтическое свидание, одна из важных страниц их личной истории. В "Богеме" они найдут параллели с собственным эмоциональным опытом. История любви под крышами Парижа в опере Пуччини рассказана изумительным по красоте музыкальным языком. Она способна очаровать даже тех упрямцев, которые, как им кажется, принципиально "не любят оперу"".

Арно Бернар, режиссёр-постановщик, художник-постановщик и художник по свету: "Я не стремлюсь насытить постановку бытовыми деталями, важнее передать дух свободы и ощущение близкого, но недостижимого счастья. Фоном для действия будет парижское небо - настроение обитателей мансарды или посетителей блошиного рынка будет меняться вместе с его окраской. "Богема" в Михайловском театре - это не реальность, перемещённая на сцену, это скорее спектакль-сон, спектакль-мечта".

Премьеру оперы "Богема" готовят:
Дирижёр-постановщик спектакля - Петер Феранец
Режиссёр-постановщик, художник-постановщик и художник по свету - Арно Бернар (Франция)
Художник по костюмам - Карла Рикотти (Италия)


СПРАВКА

В основе либретто "Богемы" - роман французского писателя Анри Мюрже "Жизнь богемы" (1851 г.). Позднее он переработал свой роман в пятиактную пьесу "Богема". Либретто написали в 1893 году Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Премьера оперы Джакомо Пуччини состоялась 1 февраля 1896 года в Турине. За пультом стоял Артуро Тосканини. После достаточно сдержанного приёма последующие представления шли с нарастающим успехом. Одновременно оперу на тот же сюжет сочинял Руджеро Леокавалло. Его произведение появилось годом позже, но составить конкуренцию опере Пуччини не смогло. Обращение к одному и тому же сюжету стало причиной конфликта и практически полного разрыва отношений между композиторами.

В России опера впервые была поставлена в 1897 году в мамонтовской Московской частной русской опере (есть свидетельства, что Шаляпин, оказавшийся на репетиции четвёртого акта, не мог сдержать слёз). Из дореволюционных постановок особенно примечательны спектакли Мариинского театра (1900 год) (в главных партиях выступили супруги Медея и Николай Фигнеры) и Большого театра (1911 год) (единственная режиссёрская работа Леонида Собинова, исполнявшего также партию Рудольфа).

В Михайловском театре опера практически не сходила со сцены в период с 1960 по 1999 годы.