ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац готовится к своему 50-летию. В 2015-м театр отметит 50-летие с того дня, как распахнулись его двери перед публикой. Но уже в 2014-м году минет полвека с того момента, как был издан указ о создании первого в мире детского оперного театра. И все свои предстоящие премьеры Театр имени Наталии Сац посвящает грядущему юбилею.

Внушительной юбилейной дате будет посвящён целый ряд неординарных постановок, каждая из которых открывает новую веху не только в истории Театра имени Наталии Сац, но и становится показателем достойного соответствия репертуарной политики театра наиболее актуальным тенденциям европейского театрально-музыкального искусства.

2-6 марта - "Маленький Арлекин": музыкальный авангард для самых маленьких на музыку Карлхайнца Штокхаузена

15 марта - "Теремок" Александра Кулыгина: опера для самых маленьких

4, 5, 6 апреля - "Альцина, или Волшебный остров", музыкальный руководитель - Алевтина Иоффе, режиссёр - Георгий Исаакян

Апрель, 2014 - вечер одноактных балетов: "Шопениана", "Шахерезада", "Половецкие пляски": хореография Михаила Фокина, постановка (реконструкция) Андриса Лиепы

Май, 2014 - "Репетиция оркестра", опера - медиа-шоу по киноленте Федерико Феллини, режиссёр Георгий Исаакян

Октябрь, 2014 - "Приключения Оливера Твиста", опера-мюзикл Александра Чайковского, режиссёр Георгий Исаакян, мировая премьера

 

С 2 по 6 марта впервые в России Московский Государственный академический театр им. Н.И. Сац совместно с Венским театром Ташенопер представляет спектакль "Маленький Арлекин/Der Kleine Harlekin" на музыку выдающегося композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена.

Художественный руководитель театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян с радостью поддержал идею Герхарда Динсдбира (Ташенопер) о постановке "Маленького Арлекина" на нескольких ведущих европейских сценах. Вслед за премьерой в Венской Ташенопер спектакль был показан в Оперном театре Граца (Австрия), в марте спектакль пройдёт в Москве, затем будет поставлен в Баварской Опере Мюнхена. В 2015 г. планируется постановка на сцене лондонской Ковент-Гарден.

Расширить горизонты восприятия искусства, научить детей видеть, чувствовать современный мир, слушать его смыслы и пульс, приобщить их к мировому развитию культуры - вот задачи, которые ставят перед собой те немногие европейские театры, решающиеся на постановку современного авангарда для юной аудитории.

Поиск нового всегда был приоритетным направлением театра Наталии Сац. Со дня его основания одной из задач было приобщение детей к великому наследию музыкальной культуры, открытие ими многообразия мира музыки. Сегодня без знакомства с новаторскими опытами композиторов-авангардистов и, в первую очередь, с наследием одного из лидеров этого направления Карлхайнца Штокхаузена это сделать невозможно.

Уникален и состав творческих сил, привлечённых к реализации этого проекта. Драматургическая концепция принадлежит Томасу Ульриху - исследователю творчества Штокхаузена и автору книг о композиторе. Сольные партии исполняют музыканты, сотрудничающие с Фондом К.Штокхаузена (The Stockhausen Foundation for Music) и артисты театров-сопродюсеров постановки. В Москве это солисты оркестра театра им. Н.И. Сац.

Заглавную партию (кларнет-соло) исполняет Мэрве Кацокуглу - единственная исполнительница целого ряда сочинений композитора, в том числе и самобытной пьесы для кларнета "Маленький Арлекин", которая открывает спектакль. В спектакле звучат фрагменты концертных опусов и масштабных сценических произведений К. Штокхаузена разных лет, что даёт возможность познакомиться с многообразием наследия композитора. К работе над спектаклем привлечены постановщики легендарной труппы Ла Фура дельс Баус (La Fura dels Baus), команду которых возглавляет режиссёр Карлош Падрисса. Сценограф - Ролан Ольбетер, видеорежиссёр - Франк Алеу, художник - Чу Урос. Хореограф Евгений Ситохин в команде постановщиков представляет Венский камерный театр Ташенопер.

Столкновение первозданной стихии, современных театральных эффектов, видеоарта и живого голоса музыки рождают на сцене яркое, волшебное и метафорическое пространство.


15 марта 2014 года в Театре имени Наталии Сац состоится премьера оперы для самых маленьких "Теремок" на музыку Александра Кулыгина. Знакомый с детства сюжет и узнаваемые герои любимой сказки оживают в этом оперном спектакле. Мелодичная, запоминающаяся музыка в исполнении оперных солистов и камерного оркестра, яркие костюмы, забавные декорации, - всё это делает "Теремок" именно тем спектаклем, с которого следует начинать знакомство ребёнка с музыкальным театром. Ещё одна особенность - до артистов можно в буквальном смысле дотянуться рукой, ведь спектакль идёт в фойе специально, чтобы малышам было легче расположиться на своих местах и быть ближе к сцене. Подобная "Теремку" опера "Кошкин дом" (также на музыку А.Кулыгина) давно и с большим успехом идёт в театре. И у родителей, пришедших на этот спектакль с малышами, глаза сверкают от счастья не намного меньше, чем у детей - так трогает и восхищает искренний и непосредственный восторг маленьких зрителей и их восприимчивость к искусству.

4, 5 и 6 апреля в Театре имени Наталии Сац на Малой сцене состоится премьера оперы "Альцина, или Волшебный остров" Георга Фридриха Генделя, которая почти три столетия признаётся одним из самых выдающихся шедевров композитора. Божественная музыка и поэтичный сюжет вдохновили режиссера спектакля, художественного руководителя Театра имени Наталии Сац Георгия Исаакяна поставить этот шедевр как специальный спектакль для самой необыкновенной аудитории.

"Альцина" - это специальный спектакль для будущих мам. Для любящих родителей нет ничего важнее гармоничного становления личности их ребёнка. Эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша происходит задолго до его появления на свет. А Музыка - самое возвышенное и гармоничное из искусств - достигает этой цели лучше всего.

Прекрасная музыка Г.Ф.Генделя позволит будущим мамам и малышам, а также всем детям и взрослым прикоснуться к истинной Гармонии, настроиться на умиротворённый и возвышенный лад. Величественная красота этой старинной оперы подарит вдохновение и благотворные положительные эмоции.


В апреле 2014 года в Театре имени Наталии Сац состоится премьера одноактных балетов "Шопениана", "Шахерезада" и "Половецкие пляски" в постановке Андриса Лиепы. Балеты воссоздают легендарные постановки хореографа Михаила Фокина, которые демонстрируют разнообразие и новаторство русского балета начала ХХ века. "Шопениана" - романтический "белый балет", дивертисмент, замечательный своей в высшей степени отточенной неоклассической хореографией. Прекрасная музыка Ф.Шопена ещё ярче подчёркивает красоту и стройность классических балетных форм. Сказочность и самобытную красоту востока воплощает "Шахерезада", пышные декорации и костюмы которой в полной мере воссоздают великолепие постановок выдающегося балетмейстера Михаила Фокина в антрепризе "Русские сезоны" Сергея Дягилева. Прекрасную музыку Н.Римского-Корсакова иллюстрирует самобытная хореография М.Фокина и красочная сценография Л.Бакста и В.Серова. А ещё один выдающийся художник рубежа XIX-XX столетий - Николай Рерих оформил балет "Половецкие пляски". Декорации Н.Рериха подчеркнули стихийную мощь и энергетику музыки А.Бородина, которая вдохновила М.Фокина на создание этого шедевра.

В последней декаде мая 2014 года в Театре имени Наталии Сац состоится премьера спектакль "Репетиция оркестра" по знаменитой киноленте Федерико Феллиния. Этот спектакль меняет привычные представления о жанрах. "Репетиция оркестра" - это "медиа-шоу", или фильм-опера "наоборот": обычно киноверсия появляется после театральной постановки, но в данном случае всё иначе. Кинолента Феллини словно создана для театральной сцены, она является настоящим "путеводителем по оркестру", представляющим специфику каждого инструмента симфонического коллектива. Однако опыты по воплощению сюжета этого киношедевра на сцене музыкального театра ранее никогда не предпринимались. Режиссёр Георгий Исаакян переносит "Репетицию оркестра" на театральные подмостки в виде интерактивной оперы. Сцена становится не только местом, где разворачивается действие спектакля. Здесь же, наряду с артистами, размещаются и зрители, которые самым непосредственным образом вовлечены в сценическое действие. Интервью дают не только музыканты оркестра, как это предполагается по сюжету киноленты (напомним, фильм основывается на том, что на репетицию оркестра приезжает телевизионная съёмочная группа, которой артисты по очереди дают интервью, и каждый расхваливает свой инструмент). Зрители также отвечают на вопросы "корреспондентов". Эти беседы фиксируются в видеозаписи и транслируются на огромные экраны, установленные по периметру сцены. Вот такой парафраз на знаменитые шекспировские слова: "Весь мир - театр, все люди в нём - актёры". Музыкальное сопровождение спектакля включает, естественно, произведения итальянских композиторов: Россини, Доницетти, Нино Рота. Помимо своих необычных интерактивных особенностей, спектакль в увлекательной форме отвечает просветительским задачам. "Репетиция оркестра" является прекрасной возможностью живо и неформально познакомиться юным зрителям с инструментами симфонического оркестра.

В октябре 2014 года в Театре имени Наталии Сац состоится премьера мюзикла Александра Чайковского "Приключения Оливера Твиста" в постановке художественного руководителя театра, режиссёра Георгия Исаакяна.

Увлекательный, драматичный и мудрый роман "Приключения Оливера Твиста" Чарльза Диккенса давно признан одним из самых популярных произведений английской литературы. Полная невероятных и захватывающих поворотов история Оливера Твиста стала основой множества театральных и кинопостановок, мультфильмов и мюзиклов. Новое сочинение одного из самых авторитетных российских композиторов Александра Чайковского - первое произведение, созданное по мотивам романа английского классика отечественным автором. В полудетективном романе Диккенса соседствуют суровый реализм и трогательная непосредственность, а все превратности судьбы Оливера Твиста завершаются счастливо. Но преодоление тяжких испытаний стало возможно только благодаря чистой душе и добрым помыслам мальчугана. Сохранять человеческое достоинство и честь в любых ситуациях, даже таких, которые кажутся совершенно безнадёжными, - вот одна из важнейших идей романа Чарльза Диккенса. И музыка Александра Чайковского внушает надежду, жизнелюбие, оптимизм и покоряет современной энергетикой и бродвейским драйвом. А разнообразные сценические находки, задуманные Георгием Исаакяном, делают мюзикл "Приключения Оливера Твиста" спектаклем, способным увлечь самую широкую аудиторию.