ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 14 апреля 2013 года в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, в день 70-летия со дня рождения выдающегося пианиста Николая Петрова Московская филармония и Московская консерватория проводят вечер памяти музыканта.

Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Дирижёр - Дмитрий ЛИСС.
Солист - Александр ГАВРИЛЮК (фортепиано).

В программе: РАХМАНИНОВ (140 лет со дня рождения)
- Концерт №3 для фортепиано с оркестром
- Симфония №2

Концерт ведёт Святослав БЭЛЗА.


Николай Арнольдович ПЕТРОВ - выдающийся общественный деятель, педагог, профессор, но главное - блестящий пианист-виртуоз, обладавший особой художественной интуицией, оригинальностью творческого мышления, огромным багажом знаний и неиссякаемой внутренней энергией. Концерт-приношение Николаю Петрову пройдёт в Большом зале консерватории, на сцене которого пианист выступал множество раз.

Строгая, принципиальная самооценка и стремление достичь вершин мастерства сформировались у Николая Петрова благодаря творческой атмосфере в семье, все члены которой были видными музыкантами (дед - прославленный бас Василий Петров, бабушка - пианистка, отец - виолончелист, мама - музыкальный драматург), а также под воздействием его консерваторского педагога, легендарного Якова Зака. После окончания аспирантуры Московской консерватории в 1968-м его карьера пианиста стремительно развивается. Он не только много выступает на родине, но и становится одним из немногих советских артистов, немало выступавших в эпоху холодной войны за границей. Петров играет на лучших сценах мира, сотрудничает с ведущими дирижёрами и оркестрами. График выступлений музыканта чрезвычайно насыщен - он играет от 70 до 100 концертов в год. Но в 1978-м перед ним захлопывается железный занавес. Из-за интриг чиновников Госконцерта - могущественной структуры, курирующей все зарубежные контракты советских артистов - пианист на пять лет, находясь на пике карьеры, становится "не выездным". Только благодаря вмешательству тогдашнего министра культуры П.Демичева Николай Петров снова начинает гастролировать.

Международное признание вернулось к пианисту очень быстро, что абсолютно закономерно. Его исполнительская манера никого не оставляла равнодушным. Не прибегая к внешним эффектам, его игра захватывала искренностью чувств, однако страстная эмоциональность уравновешивалась взвешенной логикой. В игре на фортепиано Петров демонстрировал непревзойдённое мастерство, его владение инструментом было невероятно, но виртуозное мастерство для него никогда не было самоцелью, а только средством создания художественного образа. В этом он был истинным преемником великих традиций отечественной фортепианной школы. А для коллег и всех, знавших Петрова лично, он был образцом и в личностном плане, про таких говорят "человек уходящей натуры".

Будучи истинным интеллигентом, полиглотом (свободно владел французским, немецким, английским, итальянским и польским языками), широко образованным и интересующимся всем прогрессивным, он принципиально отстаивал свою гражданскую позицию, самоотверженно стремился донести до молодёжи понимание высокого искусства, боролся с невежеством и бескультурьем. Он стремился к сохранению сложившейся десятилетиями и давшей миру множество первоклассных артистов системы отечественного музыкального образования. Активно критиковал современные музыкальные конкурсы, смело указывая на сомнительность многих наград. Был принципиальным судьёй в составе жюри XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, VI юношеского конкурса им. Шопена в Москве и других международных состязаний.

С целью всячески противостоять дурному вкусу и снижению культурного уровня, в 1995 году по инициативе Николая Петрова в содружестве с рядом крупнейших деятелей культуры (среди которых Дмитрий Лихачёв, Булат Окуджава, Элина Быстрицкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Игорь Моисеев, Фазиль Искандер, Пётр Тодоровский) была создана Российская Академия Искусства. Эта общественная организация, президентом которой являлся Н. Петров, объединила в своих рядах лучших деятелей российского искусства, авторитет и просветительская деятельность которых могли бы стимулировать развитие духовного и культурного потенциала нашей страны.

С 1996 по 2006 год Николай Петров входил в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Пианист был одним из разработчиков закона о меценатстве, который уже более десяти лет остаётся в разработках, хотя этот долгожданный для отечественных учреждений культуры закон давно необходим.

В 1998 году был основан Международный благотворительный фонд Николая Петрова, который дал путёвку в жизнь многим талантливым музыкантам. А созданный в 2000-м фестиваль "Кремль музыкальный" давал детям столько впечатлений, что не только участники, но и зрители концертов в Оружейной палате буквально преображались. Участие в фестивале и других программах фонда помогало творческому становлению молодых артистов ничуть не меньше, чем долгие годы учёбы. Главное влияние, конечно же, исходило от самого Петрова и атмосферы вдохновения и творчества, которыми были пронизаны все его начинания. К творческой свободе и принципиальности пианист призывал и своих учеников в Московской консерватории - с 1993 года Николай Арнольдович преподавал в своей Альма Матер.

В 1965-м, ещё будучи студентом, Николай Петров становится солистом Московской государственной филармонии. Вплоть до самой смерти пианиста, свыше 15 лет в Московской филармонии проводился именной абонемент пианиста "Играет Николай Петров". Уникальной особенностью абонемента было приглашение для участия в концертах молодых музыкантов, для которых патронат великого пианиста становился своеобразной путёвкой на большую сцену. Программы филармонического абонемента Николая Петрова всегда отличались разнообразием и изысканностью, ведь Николай Петров обладал необъятным репертуаром (около 50 сольных программ и 55 концертов для фортепиано с оркестром), охватывающим практически всю фортепианную музыку, от позднего барокко до современности. Особым пристрастием Петрова было творчество Прокофьева, чьё фортепианное наследие практически полностью входило в репертуар пианиста (в частности, им записаны все фортепианные сонаты Прокофьева). Петров открыл слушателям многие сочинения композиторов XX века, много и с удовольствием играл музыку современников: Хачатуряна, Хренникова, Эшпая, Щедрина.

Десять лет существовал блистательный творческий дуэт Николая Петрова с его молодым коллегой Александром Гиндиным, ставший необычайно ярким явлением фортепианного искусства, востребованным как в России, так и за её пределами.

Музыканты всех поколений, знавшие Петрова, согласились бы со словами одного из поклонников пианиста, присланными на персональный сайт музыканта уже после его смерти: "Петров вспоминается не только как большой пианист, но и как человек большой свободы. Человек, который не жил в каких-то рамках, навязанных обстоятельствами, обществом. Он жил, руководствуясь мощной совестью, которая была внутри, пытаясь поле честного человека распространить на ещё большую площадь".

"Как пианист он счастливо сочетает в себе высочайшие достижения мировой фортепианной культуры с российской мощью и размахом. Это производит на слушателей, особенно понимающих и взыскательных, очень сильное впечатление". А эти слова о Петрове, сказанные Геннадием Рождественским сегодня вполне применимы к описанию творческой самобытности Александра Гаврилюка. Российский дебют этого молодого музыканта в Большом зале Московской консерватории состоялся в 2007 именно благодаря приглашению Николая Петрова. Их знакомство произошло на Международном конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Израиле (2005), где Александр был удостоен золотой медали и приза за лучшее исполнение классического концерта. Николай Петров, оценивал искусство молодого пианиста следующими словами: "Гаврилюк - Богом данный артист, обладающий и умом, и аристократичностью, и потрясающей виртуозностью". Петров неоднократно приглашал Гаврилюка для участия в разнообразных, как сольных, так и с участием оркестра, программах и в рамках филармонического абонемента, и в фестивале "Кремль музыкальный". На сегодняшний день Александр Гаврилюк - один из самых успешных и востребованных пианистов своего поколения, выступающий в лучших концертных залах, с лучшими дирижёрами и оркестрами мира.

За дирижёрским пультом Госоркестра России имени Светланова - Дмитрий Лисс, один из наиболее талантливых дирижёров своего поколения. Выпускник Московской консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования проф. Д. Китаенко), свою творческую деятельность он начал во время учёбы - в качестве ассистента Д. Китаенко в Симфоническом оркестре Московской филармонии. В 1991 году Дмитрий Лисс занял пост главного дирижёра Кузбасского симфонического оркестра, став самым молодым главным дирижёром в России. В конце 1990-х работал с Российско-американским молодёжным симфоническим оркестром. В 1995 году стал лауреатом первого Международного конкурса молодых дирижёров им. Ловро Матачича в Загребе (Хорватия) и в том же году возглавил Уральский академический филармонический оркестр, который за годы сотрудничества с Дмитрием Лиссом стал одним из наиболее динамично развивающихся коллективов нашей страны. Д.Лисс вывел этот, один из старейших симфонических коллективов России, на новые творческие высоты. Общее количество концертов Уральского академического филармонического оркестра достигает 80-110 ежегодно, что делает его самым "производительным" оркестром России.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.