ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 19 января 2012 года в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №76 "Романтические концерты".

Исполнители: Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр - Владимир ПОНЬКИН.
Солист - Никита БОРИСОГЛЕБСКИЙ (скрипка).

В программе:
- ЛЮТОСЛАВКИЙ - Chain III для симфонического оркестра
- ШИМАНОВСКИЙ - Концерт №1 для скрипки с оркестром
- СИБЕЛИУС - Симфония № 2


Абонемент "Романтические концерты" принадлежит к числу тех, в которых характер программ исчерпывающе характеризует название всего цикла. Ведь "романтический концерт" - термин многозначный, подразумевающий не только произведения концертного жанра, созданные в эпоху романтизма, но и тип концертного выступления, в котором главным действующим лицом становится солист. Благодаря эстетике романтизма, с её вниманием к личностным мотивам, персонификацией образов, искусству солиста-виртуоза уделялось повышенное внимание. Именно в концертной практике романтической эпохи формируется тип сольного концертного музицирования, который сохранился по сей день. Традиции академического сольного исполнительства и жанра виртуозного романтического концерта охватывают почти двухвековую историю, в которой главными действующими лицами стали многие выдающиеся музыканты, совмещающие талант непревзойдённых исполнителей и гениальных композиторов: Лист, Шопен, Рахманинов, Крейслер, Паганини, Вьетан, Венявский, Сарасате. Достойное место в этом ряду занимает польский композитор, пианист, педагог и музыкальный критик Кароль Шимановский. Из двух скрипичных концертов Шимановского, именно первому, написанному в период творческого расцвета и зрелости композитора, была уготована по-настоящему широкая известность. Что объясняется просто - в этом красивейшем шедевре концертного жанра сочетаются неоромантические и импрессионистские тенденции, восточный ориентализм и мотивы самобытного польского фольклора.

Внимание к новым, передовым тенденциям в музыке, но при этом стремление облечь свои музыкальные мысли в традиционные формы и жанры - черта, типичная для композиторов новых национальных школ, стремительно завоёвывающих своё место в искусстве рубежа XIX и XX веков. И если для польской музыки Шимановский - второй, после Шопена, крупнейший представитель национальной композиторской школы, то в финской музыке Сибелиус - основоположник академической традиции. Его Вторая симфония вобрала самые характерные черты письма композитора, став музыкальным воплощением скандинавского стиля и варяжского колорита.

Контрастным эпиграфом к крупным инструментально-симфоническим опусам Шимановского и Сибелиуса станет открывающая вечер пьеса для оркестра "Chain III" Витольда Лютославского. В начале творческого пути он снискал славу продолжателя лучших традиций Шимановского, но в зрелости приобрёл всемирную известность как крупнейший представитель авангарда. Во второй половине XX столетия он являлся лидером польской музыки, определяя стиль своих исканий, как "постоянное отрицание хотя бы раз уже использованного в области техники или музыкального языка, как "перманентную революцию". "Chain III" - опус, созданный в 1986 году, прекрасно подтверждает эти слова композитора.

Такую стилистически разнообразную и сложную программу с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии исполнит Владимир Понькин. Дирижёр регулярно сотрудничает с оркестром Московской филармонии, а его разнообразные симфонические и театральные работы высоко ценятся московскими меломанами. Ему принадлежат заслуги в премьерных исполнениях для отечественной публики ряда произведений Лютославского и Пендерецкого. И обращение дирижёра к польской музыке в этом концерте продолжает разнообразные работы В.Понькина по знакомству широкой аудитории с искусством Польши, которые были удостоены высокой награды: маэстро был награждён медалью "За заслуги в области культуры Польши" (1997). Дирижёр удостоен звания Народного артиста России (2002), а также дважды становился лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" (2001, 2003).

В разные годы маэстро возглавлял Ярославский симфонический оркестр, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр (Польша), Государственный симфонический оркестр Московской филармонии, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова. Особое место в творчестве дирижёра занимает опера. В 1996 году Владимир Понькин был приглашён на пост главного дирижёра Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1999 года маэстро активно сотрудничал с театром "Геликон-опера", а с 2002 года и по сей день занимает должность главного дирижёра театра. С 2002 по 2006 год В. Понькин являлся главным дирижёром Центра оперного пения Галины Вишневской. В качестве приглашённого дирижёра В. Понькин работал с такими известными коллективами, как Симфонический оркестр Би-Би-Си, Ленинградский филармонический, Оркестр Стокгольмского радио, Миланский симфонический оркестр Гуидо Кантелли и Фестивальный оркестр Бергамо, ведущие коллективы Австралии - Мельбурнский симфонический и Западноавстралийский оркестр. Сегодня дирижёр занимает пост художественного руководителя и главного дирижёра Кубанского симфонического оркестра.

С 2004 года Владимир Понькин преподаёт в Московской консерватории (профессор). Также является заведующим кафедрой оперно-симфонического дирижирования ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. С 2009 года является председателем жюри Всероссийского конкурса молодых дирижёров им. И.А. Мусина.

К исполнению Концерта №1 для скрипки с оркестром Шимановского Никита Борисоглебский обратился в связи с юбилейной датой - 130-летием со дня рождения композитора. Для солиста факт обращения к такому шедевру, как этот концерт, - свидетельство зрелости музыканта. И хотя по возрастным показателям Н.Борисоглебский принадлежит к молодому поколению, но благодаря своему опыту и творческой незаурядности, вполне оправданно уже сегодня причислять его к наиболее ярким и неординарным отечественным музыкантам.

Международная карьера скрипача началась после блестящих выступлений на международных конкурсах им. П.И. Чайковского в Москве (2007) и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (2009). Признание таланта молодого солиста возросло ещё более в 2010-м году, когда в течение двух последних месяцев года музыкант одержал убедительные победы (I премии) на двух крупнейших международных конкурсах скрипачей: имени Ф.Крейслера в Вене и имени Я.Сибелиуса в Хельсинки.

Сегодня скрипач много концертирует в России, Европе, Азии и странах СНГ, его имя появляется в программах самых престижных фестивалей, среди которых Зальцбургский, имени Бетховена в Бонне, летние фестивали в Рейнгау (Германия) и Дубровнике (Хорватия), "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", "Звёзды белых ночей" и "Площадь искусств" в Санкт-Петербурге, юбилейный фестиваль Родиона Щедрина в Москве, "Кремль музыкальный", фестиваль О.Кагана в Кройте (Германия), Violino il Magico (Италия), фестиваль Crescendo.

Никита Борисоглебский выступает с ведущими симфоническими оркестрами России, крупнейшими коллективами Европы, Великобритании, Израиля. В нынешнем сезоне скрипач выступал в цюрихском Тонхалле с БСО имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, с Брюссельским филармоническим оркестром (Brussels Philharmonic), с Загребским филармоническим оркестром и с Фламандским Королевским оркестром (Нидерланды).

В области камерной музыки его партнёрами являлись выдающиеся музыканты Родион Щедрин, Наталия Гутман, Александр Князев, Огюстэн Дюмэ, Давид Герингас, Дженг Ванг. Один из ярких последних проектов скрипача - камерный концерт с Вадимом Холоденко в городе рождения Я.Сибелиуса - Хамеенлинна, в Финляндии.

Композиторы Родион Щедрин и Александр Чайковский доверяют скрипачу премьеры своих сочинений. А запись "Каприса" для скрипки с оркестром Кузьмы Бодрова - одного из наиболее перспективных отечественных молодых авторов - на Бетховенском фестивале в Бонне была выпущена на CD крупнейшей немецкой медиа-компанией Deutsche Welle (2008).

С оркестром Московской филармонии Никита Борисоглебский выступает регулярно. В октябре музыканты провели совместные большие гастроли по Великобритании. Вполне вероятно, что от столь сыгранного ансамбля публике стоит ждать настоящих открытий.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.