ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 14 апреля 2010 года, в среду на сцене Большого зала Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича выступят Симфонический оркестр и хор Михайловского театра. Под управлением Петера ФЕРАНЕЦА прозвучит Stabat Mater для хора и оркестра ДВОРЖАКА.

Антонин Дворжак (1841-1904) больше известен как автор инструментальной музыки, но и вокальные сочинения чешского классика заслуживают серьёзного внимания: они тоже способствовали его всемирному признанию. Надо сказать, что Stabat Mater Дворжака прекрасно вписывается в традиции хорового пения его родной страны. Произведение имело большой успех в Англии, где оно неоднократно исполнялось под управлением автора. Одно из этих исполнений - в 1884 году в Лондоне - произвело на публику, по словам самого композитора, "потрясающее впечатление".

Stabat Mater - жанр духовной музыки, по своему изначальному смыслу связанный с образом смерти. В основе его лежит средневековый латинский стихотворный текст, в котором описывается скорбь Марии пред крестом, на котором был распят Её Сын. Для Дворжака этот текст имел тогда особое звучание. Ведь к работе над этим сочинением он приступил в 1875 году, вскоре после смерти Йозефы, его дочери, прожившей на этом свете всего два дня. В середине 1876 года Дворжак отложил партитуру Stabat Mater, но вернулся к ней в 1877-м, когда смерть настигла его одиннадцатимесячную дочь Розу (13 августа) и трёхлетнего сына Отакара (8 сентября). 13 ноября партитура была готова.

Если принять во внимание указанные обстоятельства жизни Дворжака, ни для кого не будет ничего удивительного в том, что он создал глубоко трогательное произведение. Но горе композитора не подавило его как творца, как мастера своего дела. Если сравнить Stabat Mater c более ранними сочинениями Дворжака, то можно констатировать, что в них редко достигается такая экспрессивность звучания оркестра и столь впечатляющая мелодическая изобретательность. Здесь есть и красивые дуэты певцов-солистов, и гимнические строфы с участием полного состава хора, и даже барочный по стилистике - выдержанный в духе Генделя - фрагмент. Венчает "Stabat Mater" единственный во всём произведении быстрый эпизод, где в ликующем звучании хора, солистов и оркестра утверждается преодоление скорби, торжество света над отчаянием и мраком.

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.