ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 17 апреля 2012 года в 19.00 на сцене Концертного зала Мариинского театра прозвучит завершающий аккорд в симфонии празднования 75-летнего юбилея Средней Специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В концерте примут участие выпускники разных лет: ректор консерватории, народный артист России Михаил Гантварг, лауреат международных конкурсов Пётр Лаул. Школьным оркестром продирижирует Аркадий Штейнлухт.

Исполнители: Симфонический оркестр. Художественный руководитель и дирижёр - Аркадий Штейнлухт.

В программе:
- ШОСТАКОВИЧ - Три номера из балета "Болт"
                                - Концерт для фортепиано с оркестром №1 до минор
- ПРОКОФЬЕВ - Симфоническая сказка для детей "Петя и Волк"

- СЛОНИМСКИЙ - "Весенний концерт" для скрипки с оркестром

Солисты: Михаил Гантварг (скрипка), Пётр Лаул (фортепиано)


Средняя Специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова ("школа-десятилетка", как по привычке продолжают её называть), - переступила порог своего75-летия). Официальная точка отсчёта - Постановление Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 25 августа 1936 года, хотя ещё за два года до этого энтузиаст новых методов начального музыкального воспитания, пианист Самарий Савшинский создал при Ленинградской консерватории экспериментальную группу для особо одарённых детей в возрасте от 6 до 15 лет. В числе первых учащихся были Л.Берман, Д.Шафран, Б.Гутников, Д.Толстой. В здании Академической Капеллы им. Глинки занятия с юными музыкантами проводили лучшие профессора консерватории. В 1936 году детская экспериментальная группа была преобразована в специальную школу комплексного типа - одновременно с профессиональным музыкальным дети получали в ней и общее среднее образование. Утверждённый контингент учащихся на трёх отделениях - хоровом, фортепианном и струнно-духовом - составил 400 человек. В 1938 году десятилетка переместилась в свой собственный дом, дорога к которому не изменилась за прошедшие десятилетия. Если считать, что каждый старый дом, как и любой участок петербургской земли имеет свою особую ауру, место для школы было выбрано удачно. Не только ввиду близости Театральной площади, соседства с Мариинским театром и консерваторией. От первого выпуска 1938 года до сегодняшнего дня школа ведёт летопись имён, составивших славу отечественной музыкальной культуры: пианисты А.Скавронский, Г.Соколов, А.Угорский, Е.Мурина, Н.Трулль и В.Мищук; виолончелисты Д.Шафран и А.Никитин, Б.Пергаменщиков и М.Майский, скрипачи Б.Гутников и М.Вайман, В.Спиваков, Д.Берлинский, Г.Жислин, М. Гантварг и С.Стадлер, альтисты Ю.Крамаров и В.Стопичев.

Российскую композиторскую школу украшают имена С.Слонимского, В.Гаврилина, Г.Банщикова. Мировую плеяду дирижёров 20 века трудно представить без имён Ю.Темирканова, М.Янсонса, Ю.Симонова, В.Синайского. Выпускники школы составляют основу петербургских филармонических оркестров, профессорскую элиту Петербургской консерватории, занимают ведущие позиции в европейских музыкальных коллективах, высших школах музыки Берлина, Лондона, Мадрида. В своих многочисленных интервью Ю. Темирканов не раз отмечал, что его консерваторские впечатления и воспоминания намного беднее школьных. Из школы он вышел уже сложившимся музыкантом и человеком. Б. Гутников подчёркивал, что именно школа сделала его артистом, заложила нравственные основы, определившие всю его жизнь. Для трудного подростка, а позже удивительного композитора-"почвенника" В. Гаврилина бедный полуголодный интернат "десятилетки" оставался одним из самых больших жизненных богатств. Похожие высказывания рассеянных географически выпускников десятилетки (будь то оседлый петербуржец, солист Нью-Йоркского филармонического оркестра, концертмейстер Королевского театра Ковент-Гарден или дрезденский профессор высшей категории) разнятся в несущественном. Всем без исключения школа "открыла путь в мир творчества" (М.Янсонс), заложила тот профессиональный фундамент, который никогда не давал трещин и позволял совершать феерические взлеты карьеры.

В XXI веке "десятилетка" живёт не только прошлым. Её ученики по-прежнему завоёвывают премии на престижных международных конкурсах, осознанно подбираясь к музыкальному Олимпу. Петербургским "вундеркиндам" не перестают рукоплескать в Петербурге и Европе. Концерты "десятилетки" последних лет на веймарском этапе "Петербургского диалога Путин-Шредер", в российском посольстве в Берлине, в филармонических залах ближнего зарубежья, Швейцарии, Германии, Голландии, Испании, США и Бразилии, победы на европейских молодёжных фестивалях - вполне яркое тому подтверждение.

Интенсивная концертная деятельность отличала "десятилетку" буквально с первых дней её существования. И сегодня ежегодные отчётные концерты школы на ведущих концертных сценах Петербурга демонстрируют высококлассных солистов, высокопрофессиональные ансамбли различных составов, хор и духовой оркестр. Незабываемые события для молодёжной аудитории Петербурга - выступления симфонического оркестра школы. Представители десятилетки - постоянные участники крупных международных акций российских культурных фондов, концертных событий мирового уровня.

Не иссяк и педагогический потенциал школы, несмотря на очень непростые условия существования учреждения. Преподавательский коллектив пополняется молодыми талантливыми коллегами, большинство из них - бывшие выпускники. Творческий облик "десятилетки", по-прежнему, определяют работающие здесь ведущие профессора, заведующие кафедрами консерватории - А.Никитин (виолончель), В.Овчарек, А.Казарина, М.Гантварг (скрипка), В.Стопичев (альт), К.Соколов (деревянные духовые инструменты), А.Мнацаканян (композиция), Е.Мурина и Л.Зайчик (фортепиано), Е.Семишина (камерный ансамбль). Так формируются петербургские исполнительские школы, обеспечивается преемственность в формировании первоклассных музыкантов.

Уникальные традиции профессионального музыкального образования, накопленные Средней Специальной музыкальной школой Петербургской консерватории, представляют особый интерес для зарубежных партнёров. Увеличивается контингент иностранных учащихся (страны ближнего зарубежья, Германия, США, Китай Япония, Южная Корея). Школа занимает почётное место в европейской ассоциации музыкальных школ специализированного типа (АЕМ), ориентированных на реформу музыкального образования в Европе по российской методике.

Возможно, ещё от потомков Мусиных-Пушкиных (бывших владельцев земли) в строгое по пропорциям, со вкусом выстроенное в 1913 году по проекту архитектора Гюльдена здание, вошёл дух "нечуждости" искусству. Этот дух витал в Училище при реформаторских церквях, а позже сохранился в Единой советской трудовой школе №34, известной патронажем Мариинского театра, бесплатными кружками балета и пения, любительскими спектаклями и благотворительными концертами оперных звёзд. Стоит ли говорить о том, что дух творчества и особая нравственно-эстетическая атмосфера определили суть комплексного образования "школы-десятилетки".

Наличие интерната позволило привлечь к обучению высокоодарённых детей из российской провинции и республик Советского Союза. Талантливый детский коллектив и высочайший уровень преподавания обусловили впечатляющие достижения школы с первых шагов своего существования. Плодотворная и самоотверженная работа не прерывалась и во время Великой Отечественной войны - благодаря подвижничеству возглавлявшего школу профессора Г.М. Бузе, в годы эвакуации в Ташкенте "десятилетка" сохранила свой творческий потенциал. В послевоенные годы к трём первоначально образованным отделениям добавились теоретико-композиторское и отделение народных инструментов (баян).