ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В преддверии Дня космонавтики, отмечаемого 12 апреля, Президентская библиотека представила на своём портале в Интернете и в электронных читальных залах подборку материалов об освоении космического пространства.

Изначально проекты полётов в космос были лишь фантазиями и художественными вымыслами. И только в конце XIX века они стали предметом изучения серьёзных учёных, заложивших теоретические основы космонавтики. Первым, кто взял на себя эту трудную миссию, стал великий русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Скромное провинциальное существование, оторванность от мировой науки, недостаток денежных средств не помешали ему сделать крупнейшие открытия в космонавтике и ракетной технике. Опубликованный им в 1903 году труд "Исследования мировых пространств реактивными приборами", доступный на портале Президентской библиотеки, до сих пор не утратил своей актуальности. В книге подробно описывается устройство космической ракеты и жидкостного ракетного двигателя, разработаны основы математической теории ракетного полёта, а также даны практические рекомендации по конструированию ракет. Труды Циолковского дали мощный толчок для исследований, направленных на создание ракетной и космической техники, во многих странах мира.

В фонде Президентской библиотеки находятся памятные открытки, медали, фотографии, газеты и книги об освоении космоса. Среди изданий можно найти редкую книгу под авторством самого Циолковского "Грёзы о земле и небе", где он пишет: "Я разработал некоторые стороны вопроса о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете. Математические выводы, основанные на научных данных и много раз проверенные, указывают на возможность с помощью таких приборов подниматься в небесное пространство и, может быть, основывать поселения за пределами земной атмосферы. Пройдут, вероятно, сотни лет, прежде чем высказанные мною мысли найдут применение и люди воспользуются ими, чтобы расселиться не только по лицу Земли, но и по всей Вселенной".

То, о чём говорил и чему посвятил свою жизнь гениальный Циолковский, превратилось в действительность, стало явью. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом стал лётчик Юрий Гагарин. Героическим полётом советского человека в космос была открыта новая эра в истории Земли. Вековая мечта человечества сбылась.

В фонде Президентской библиотеки можно найти электронную подборку книг под авторством Юрия Гагарина. Среди них: "Дорога в космос", "Вижу землю", "Психология и космос" и другие издания. В книге "Психология и космос" подробно описывается полёт Юрия Гагарина, говорится о его взгляде на мир с высоты космоса. Гагарин вспоминал: "С высоты 300 километров освещённая поверхность Земли видна очень хорошо. Наблюдая за поверхностью Земли, я видел облака и лёгкие тени их, которые ложились на поля, леса и моря. Водная поверхность казалась темной, с поблёскивающими пятнами. Я хорошо различал берега континентов, острова, крупные реки, большие водоёмы, складки местности. Когда я пролетал над нашей страной, то отчётливо видел квадраты колхозных полей".

В Президентской библиотеке в электронном формате также можно ознакомиться с газетами, в которых подробно написано об этом великом событии. Так, например, в номере "Смены" от 13 апреля 1961 года был опубликован материал "О первом в мире полёте человека в космическое пространство": "Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полёт по орбите вокруг Земли".

В газете "Комсомольская правда" от 15 апреля 1961 года размещена публикация "Здравствуй, Юрий!", в которой эмоционально описана реакция людей на произошедший прорыв: "Улицы переполнены людьми. Люди переполнены ожиданием. Ждут человека. Единственного в мире, который был там, за атмосферой, где солнце светит в десять раз ярче и где видны сразу и день и ночь. Ждёт Садовое кольцо - уже предлагают переименовать его в "орбиту Гагарина". Ждёт Ленинский проспект. Мальчишки ловят листовки с портретом Гагарина - их разбрасывают с вертолёта".

Кроме того, на портале Президентской библиотеки www.prlib.ru доступна коллекция "Открытый космос". В ней - подборка, которая включает в себя фрагменты кинохроники, периодику, книги, отразившие различные вехи развития космонавтики.