ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  20 июня 2012 года в Танцевальном зале Дворца усадьбы Кусково, в рамках III ежегодного фестиваля классической музыки "Органные вечера в Кусково" выступят уникальные исполнители клавирной музыки - Алексей ШЕВЧЕНКО и Мария УСПЕНСКАЯ. В их исполнении прозвучат музыкальные редкости эпохи барокко.

Среди российских музыкантов нового поколения, обратившихся к практике исторически корректного исполнительства, Алексей Шевченко и Мария Успенская - одни из самых ярких имён последнего десятилетия.

Мария Успенская завоевала награды на авторитетнейшем международном конкурсе старинной музыки "Oude Muziek" в Брюгге (Нидерланды) сразу в двух номинациях - "клавесин" и "хаммерклавир" - и получила I премию и приз публики в номинации "клавесин" на Международном конкурсе имени И.С. Баха в Лейпциге. Она известна и как солистка, и как участница камерных программ. М. Успенская регулярно выступает на международных фестивалях старинной музыки, с 2007 года преподаёт на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, является автором идеи и организатором ежегодного цикла концертов "Грани эпох", проводящегося с 2003 года в залах Московской консерватории.

Алексей Шевченко - один из самых интересных музыкантов среди отечественных исполнителей-универсалов нового поколения. Ещё в консерваторские годы он начал активную концертную деятельность как органист, пианист и исполнитель на исторических клавишных инструментах: клавесине, молоточковом клавире, романтическом фортепиано и клавикорде. С тех пор его имя регулярно украшает афиши лучших залов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В клавирном дуэте с М. Успенской А. Шевченко выступал на крупных международных фестивалях старинной музыки - в 2003 г. "Oude Muziek" в Утрехте (Нидерланды), в 2005 г. в Шопроне (Венгрия). В 2000 г. совместно с А.Любимовым, Ю.Мартыновым, Н.Кожухарём, А.Решетиным и другими известными российскими музыкантами он участвовал в юбилейном цикле концертов Московской консерватории, посвящённых 250-летию со дня смерти И.С. Баха, в котором были исполнены все инструментальные концерты композитора. В 2005 г. дебютировал в качестве солиста с Российским национальным оркестром. В сезоне 2005-2006 выступал в концертных абонементах Алексея Любимова ("От сыновей Баха до Бетховена") и Юрия Мартынова ("Все симфонии Бетховена в фортепианных транскрипциях Листа"). С 2005 по 2007 годы активно сотрудничал с "Оркестром Екатерины Великой", в т.ч. принимал участие в мировой премьере оперы И.Маттезона "Борис Годунов" (Гамбург, Москва, 2007). С сентября 2003 г. А.Шевченко преподаёт старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.

В последние годы А. Шевченко исполнены многие сочинения целого пласта почти неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII - начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Санкт-Петербурге. С открытием неизвестных имён композиторов, стремлением расширить представления о предшествующих музыкальных эпохах связана и программа концерта 20 июня в усадьбе Кусково, где будут представлены сочинения, написанные И.С. Бахом, его менее известными итальянскими современниками (Л. Джустини ди Пистойя и П. Локателли) и поздними приверженцами барочной эстетики во второй половине XVIII века в эпоху венского классического стиля (И.Л. Кребсом и С. Гвиссани).

Соната для клавесина Лодовико Джустини ди Пистойя, вошедшая в цикл сонат, написанных в 1732 г. во Флоренции, считается одним из ранних, дошедших до нас примеров композиций, предназначенных для нового инструмента того времени, - хаммерклавира. Цикл сонат Лодовико Джустини ди Пистойя появился по заказу бразильского священника и дипломата Джоао да Сайхас де Фонзека Боргес и был посвящён младшему брату короля Португалии Иоанна V, дону Антонио да Браганса. Сонаты представляют собой циклические произведения наподобие церковной сонаты, в которых, наряду с традиционным порядком следования частей, используются новые приёмы, связанные с изменением громкости звука за счёт силы и скорости нажатия клавиши. В этих сонатах ещё не обнаруживаются черты будущего классического сонатного цикла, но заметно влияние, которое они оказали на экзерсисы, как называл свои клавирные сонаты Д. Скарлатти (1738-1739), созданные им также при португальском дворе.

Фестиваль "Органные вечера в Кусково" проводится с 2010 г. по инициативе московской органистки Елены Приваловой. В 2012 году концерты фестиваля проходят с 26 мая по 2 сентября. В бывшей усадьбе графов Шереметевых на протяжении всего летнего периода звучит музыка, написанная для органа или с его участием. В программе фестиваля - 27 концертов, в которых, как и в прошлые годы, примут участие лучшие из молодых исполнителей: Константин Волостнов, Алексей Шевченко, Андрей Коломийцев, Фёдор Строганов, Евгений Авраменко.

Двойное закрытие фестиваля станет ещё одним сюрпризом для любителей старинной музыки, которых ожидает изысканное музыкальное яство от барочной капеллы "Золотой век": музыка, звучавшая при дворе основателей летней резиденции Кусково графов Шереметевых, исполненная на старинных инструментах в аутентичной манере и оригинальной обстановке, плюс концерт одного из ведущих российских органистов Константина Волостнова с участием аккордеонистки Марии Власовой.