ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 16 июля 2015 года в 19:00 в Музее Г.Р. Державина Солисты Екатерины Великой представляют концерт "Скрипка на службе империи".

Исполнители:
Ансамбль барочной музыки "Солисты Екатерины Великой"
Андрей Решетин (художественный руководитель, скрипка)
Андрей Пенюгин (скрипка, альт)
Анна Бурцева (виолончель)
Ирина Шнеерова (клавесин)

В программе:
- Дж. ПИАНТАНИДА - Соната для двух скрипок и бассо континуо соль мажор
- Л. МАДОНИС - Соната для скрипки и бассо континуо фа мажор (посвящена императрице Анне Иоанновне)
- Д. ДАЛОЛЬО - Соната для скрипки и бассо континуо до минор (посвящена великому князю Павлу Петровичу)
- И. ХАНДОШКИН - Соната для двух скрипок ми минор (посвящена Н.А. Демидову)
- Л. СКЬЯТТИ - Соната для двух скрипок и бассо континуо соль минор

Ансамбль «Солисты Екатерины Великой» представляет программу, посвящённую самому блестящему веку в истории русской скрипичной школы. В эпоху барокко популярность скрипки была безмерной и в XVIII веке без неё невозможно представить культурную жизнь России. Великие скрипачи того времени либо жили в нашей стране, либо регулярно приезжали с гастролями. Представители императорской семьи были особенно расположены к скрипке.

Поворотным пунктом в истории российского скрипичного искусства стало царствование Анны Иоанновны. В 30-е годы в России появились европейски признанные скрипачи, итальянцы Пиантанида, Верокаи, Мадонис и Далольо, причем двое последних остались в Петербурге до конца своих дней. Тогда же в столице издаются сборники сонат Мадониса (с посвящением императрице) и Верокаи. Менее известен другой итальянец, прибывший ко двору Анны - Тито Порта. Он не был композитором, но, по-видимому, был наиболее востребован как учитель. Среди его учеников - Пётр III и Иван Хандошкин, оба по-своему сильно повлиявшие на облик скрипичного исполнительства второй половины столетия. Так, именно Петр Федорович сделал скрипку столь популярной среди дворян.
Посмертное посвящение сыну Петра III, Павлу, сборника сонат Далольо указывает на близость композитора и императора-скрипача. Мода на далеко не самый простой в обучении инструмент была поддержана позже Александром Павловичем и дошла до Глинки.

С воцарением Екатерины II доминирование итальянских скрипачей не закончилось. На смену старым музыкантам приезжали новые. Приехавший в 1765 году капельмейстер Галуппи уже не застал в Придворном оркестре ни Мадониса, ни Далольо, и пригласил на место концертмейстера Луиджи Скьятти. Вновь найденные скрипичные сочинения итальянца показывают, что он по праву занял место во главе оркестра. Переход от позднего барокко к галантному стилю, столь явственно ощущаемый в поздних сонатах Далольо, оформился в творчестве Скьятти. Лаконичные и чувствительные, но не лишенные тонкого юмора, сочинения последнего оказали несомненное влияние на первые опусы Хандошкина.

Творчество гениальный скрипач и композитор Иван Хандошкин в основном представлено жанром вариаций на российские песни. В нашей программе прозвучит его ранняя соната для двух скрипок, ноты которой были обнаружены лишь несколько лет назад.