ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Список объектов культурного наследия России регионального значения пополнила гостиница И. Шевалье второй половины XIX века в Камергерском переулке, дом 4.

«Гостиница Шевалье представляет собой характерный пример композиционной и функциональной трансформации древней городской усадьбы с развитием в ней торгово-доходного комплекса во второй половине XIX века. Особо стоит отметить, что это здание является единственной сохранившейся московской гостиницей середины XIX века с зимним садом, выходящим во двор владения и поставленным на белокаменном профилированном цоколе», — отметил руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Самая ранняя часть здания — жилой усадебный дом — была построена между 1812 годом, после пожара в Москве, и началом 1830-х. Тогда владение принадлежало князьям Трубецким и включало подвалы и, возможно, фрагменты фундаментов и стен более раннего сгоревшего Г-образного жилого дома XVIII века.

В 1840-х годах появились двухэтажные каменные жилые помещения с восточной стороны. В 1850-х годах новый владелец, купец Ипполит Шевалье, решил создать здесь гостиницу. С южной и западной сторон пристроили дополнительные жилые комнаты. Благодаря им главный фасад, выходящий в Камергерский переулок, удлинился на шесть осей. Тогда же у здания возвели оранжерею на белокаменном профилированном цоколе. Она примкнула к дворовому фасаду главного дома и в 1880-х годах была оформлена в едином стиле со всеми фасадами.

Гостиница Ипполита Шевалье была одной из лучших в Москве. В разные годы в ней останавливались, а также посещали популярный ресторан известные деятели культуры Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, А.А. Фет, Д.В. Григорович, П.Я. Чаадаев, Н.А. Некрасов. И.И. Пущин, Т. Готье. Описание гостиницы встречается в «Казаках» и «Декабристах» Л.Н. Толстого, пьесе «Не сошлись характерами» А.Н. Островского.

В 1870-х гостиницу превратили в доходный дом «Новое время» с меблированными комнатами. В 1879 году на крыше сделали сохранившуюся до 1990-х надстройку для мастерской фотографа императорских театров М.Н. Канарского. Оранжерею переоборудовали под жильё, а в 1880-е первые этажи здания занимали торговые помещения.

В 1920-е годы в здании размещались издательство «Новая деревня» и книжная лавка имажинистов. В 1950-х на первом этаже дома находилась контора «Москнига», на верхних этажах — коммунальные квартиры. Долгое время в здании располагались творческие мастерские Московского союза художников.

В 1970-м помещения были капитально отремонтированы и переоборудованы, причём с 1880-х по 1990-е внешне строение почти не изменилось.

В 1998–1999 годах главное здание частично отреставрировали, а работы по фасадам в 2000 году были удостоены премии в конкурсе на лучшую реставрацию.

С 2000 года работы в здании законсервированы. Сейчас внутренние перегородки разобраны. При смене перекрытий была утрачена планировка второго этажа, где к началу работ фрагментарно сохранялась отделка интерьеров второй половины XIX века — печей, лестничных ограждений, тяги и розеток потолков.

В 2003 году здание исключили из реестра объектов культурного наследия с формулировкой «в связи с полной физической утратой». Она не соответствовала действительности, и в 2007 году по многочисленным просьбам деятелей культуры и представителей общественности вопрос об определении его историко-культурной ценности вновь рассмотрели на заседании экспертной комиссии при Мосгорнаследии. В итоге постройка вошла в перечень выявленных объектов культурного наследия.