ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Московский детский музыкальный  театр имени Наталии Сац 26 и 27 апреля в Большом зале театра представляет премьеру спектакля "Золотой петушок" на музыку Римского-Корсакова.

Новая постановка - совместная работа художественного руководителя театра Георгия Исаакяна, народного артиста России Андриса Лиепы и балетмейстера Гали Абайдулова -  поразит воображение юных зрителей прекрасной музыкой и эффектным зрелищем, а взрослым позволит пересмотреть представления о том, где проходит граница между детским и взрослым репертуаром и убедиться, что шедевры музыкального театра можно и нужно исполнять для детской аудитории. Тем более, если это - такая сказочная, полная чудес и волшебства история, как небылица в лицах (жанровое определение композитора) "Золотой петушок" Римского-Корсакова, 170-летие которого отмечается в следующем году (композитор родился в марте 1844 года).

Постановка  театра имени Наталии Сац - это попытка воссоздать легендарный спектакль "Золотой петушок", поставленный в 1914 году для "Русских сезонов" Сергея Дягилева в хореографии Михаила Фокина и в декорациях Наталии Гончаровой. Эта "аутентичная" сторона грядущей премьеры Театра имени Наталии Сац достойна особого внимания профессионалов.

Опера-балет  "Золотой петушок" была представлена в рамках "Русских сезонов" Сергея Дягилева в 1914-м году, и спектакль  стал одной из самых успешных постановок этого года. Повышенный интерес публики вызывали эффектное оформление спектакля, сделанное художницей-авангардисткой Наталией Гончаровой, и изысканная сценография Михаила Фокина, для которого "Золотой петушок" стал одной из последних совместных работ с Дягилевым. Этот спектакль наиболее ярко воплотил эстетику "Русских сезонов", одной из самых сильных сторон которой был синтез музыки, танца и художественного оформления. Из этих составляющих, каждая из которых была исполнена выдающимися композиторами, балетмейстерами и художниками того времени, рождались многие уникальные спектакли антрепризы Дягилева. И постановка "Золотого петушка" Римского-Корсакова стала авангардной и наделавшей не намного меньше шума, чем скандальная "Весна священная".

По замыслу Михаила Фокина в спектакле были заняты и балетные артисты и оперные. Танцовщики средствами пантомимы и хореографии разыгрывали действие на сцене, а оперные артисты сопровождали его пением, сидя или стоя у кулис, создавая подобие античного хора, комментирующего сюжет. Такая подчёркнутая театральность и яркая зрелищность казались необычными современникам Дягилева. В сегодняшних реалиях эти качества спектакля, вероятно, будут особенно привлекательны для уникальной аудитории Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

"Наш театр  - единственный в мире Театр оперы и балета для детей", - говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян, - "Театр не "взрослый", представляющий "детские" спектакли, не кукольный или цирковой, а именно детский и музыкальный. С полноценной оперной и балетной труппой, большим симфоническим оркестром, с огромным залом, рассчитанным на тысячную аудиторию. С серьёзным, классическим и в тоже время доступным для детского восприятия репертуаром, включающим шедевры Чайковского, Прокофьева, Моцарта, Стравинского, как и целый ряд партитур, написанных специально для детей и для сцены Театра имени Наталии Сац. На протяжении последних лет уникальный репертуар театра пополняют в том числе и реконструкции постановок "Русских сезонов" Сергея Дягилева в хореографии Андриса Лиепы".

Аутентичность этого "Золотого петушка" в первую очередь - в художественном оформлении, декорациях и костюмах, информацию о которых постановщики собирали буквально по всему миру. Эскизы декораций имеются в музее лондонского Ковент-Гарден. Костюмы  восстанавливались по эскизам из Третьяковской галереи, музея Метрополитен в Нью-Йорке. Была внимательно изучена уникальная 10-минутная кинозапись танцев, поставленных Фокиным в 1938 году в Базеле.

Художественным оформлением занимался тонкий стилист, замечательный театральный художник Вячеслав Окунев, и его работа над сценическим оформлением - это уникальная возможность увидеть спектакль дягилевских "Русских сезонов" таким, какой он был 100 лет назад. Восстановить хореографию доподлинно невозможно, однако, в соответствии с сохранившимися описаниями сохранены её ключевые моменты. Учитывая эту танцевальную стилистику и особенности сценического пространства, созданного Гончаровой, постановщики создали новую версию оперы-балета "Золотой петушок".

"Золотой петушок", как и другие постановки дягилевских "Русских сезонов" на современной сцене по-прежнему большая редкость. Андрис Лиепа давно занимается восстановлением легендарных постановок "Русских сезонов" и называет работу над реконструкцией дягилевских спектаклей своей миссионерской деятельностью. А совместная работа  хореографа-постановщика с художественным руководителем Театра имени Наталии Сац Георгием Исаакяном позволит открыть и для детской аудитории великолепие золотого века русского балета и красоту одной из самых удивительных оперных партитур Римского-Корсакова.


"Золотой петушок" - последняя из пятнадцати опер Римского-Корсакова, ставшая итогом творчества композитора  и одновременно наметившая многие пути в дальнейшем развитии русской музыки. Находки "Золотого петушка" по сей день становятся темами многочисленных исследований, доказывающих, что опера-завещание Римского-Корсакова становится предтечей многих краеугольных партитур ХХ века, среди которых "Жар-птица" Стравинского, "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, "Илья Муромец" Глиэра.  Музыка оперы, полная символов и аллюзий, удивительных красот и тембровых открытий, превращает лёгкую иронию Пушкина в памфлетный гротеск, а  едва уловимые намёки - в едкую сатиру. Многоплановость музыкальной драматургии - одна из причин разнообразных толкований идеи и смысла оперы.

Премьера "Золотого  петушка" состоялась 24 сентября 1909 года в Московской опере Зимина. На сцены императорских театров оперу  не пропустила цензура, усмотревшая  в этом опусе Римского-Корсакова  резкую критику власти. А в советскую эпоху "Золотой петушок" считался едва ли не самым гневным обличением самодержавия.  Западные режиссеры (эта опера - едва ли не самая репертуарная за рубежом в наследии Римского-Корсакова) и постановщики-авангардисты подчёркивают символизм этого опуса. Современных постановщиков привлекает ироническая интонация, уловимая и в композиции, и, особенно, в музыке оперы.

"В "Петушке" много гоголевского, необычного, неожиданного, инфернального, труднообъяснимого", - характеризовал Василий Синайский постановку 2011 года в Большом театре. "Золотой петушок" был поставлен даже в эстетике театра Кабуки - так интерпретировали последнюю оперу Римского-Корсакова режиссёр Энносюке Ичикава и дирижёр - Кент Нагано в постановке парижского театра Шатле (в 2003-м этот спектакль был перенесён в Мариинский театр). Новая постановка Театра имени Наталии Сац приурочена грядущему 100-летию театра Елисейских полей, и в июле 2013 спектакль будет показан на знаменитой парижской сцене в рамках проекта "Русские сезоны XXI века".

Перефразируя знаменитые слова последних четверостиший пушкинского "Золотого петушка" ("сказка ложь, да в ней намёк"), можно сказать, что практически все постановщики видели в "Золотом петушке" Римского-Корсакова намёки, и отодвигали на второй план сказку. Постановка Театра имени Наталии Сац - попытка достичь равновесия, сполна раскрыть жанровое определение, данное опере самим Римским-Корсаковым - "небылица в лицах". Пускай сейчас юные слушатели вдохновятся красотой музыки и волшебством сюжета, чтобы повзрослев, постигнуть всю многозначность этой небылицы.