ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 25 ноября 2011 года в Галерее "А 3" (Староконюшенный пер., д.39) открывается выставка творчества Александра Ишина, приуроченная к 70-летию народного художника РФ.

Этого замечательного мастера, одного из мэтров отечественного искусства один из арт-критиков удивительно точно назвал волшебником, который преобразует обыденный, повседневный космос в пространство, наполненное романтикой обэриутов. В самом деле, если где-то искать истоки и аналоги ишинского космоса, то первым делом в голову приходят Хармс, Введенский, Заболоцкий, другие участники Объединения реального искусства. И ещё, конечно же, Виктор Шкловский с его теорией отстранения: когда автор, чтобы выяснить истинную природу и суть даже самого банального высказывания и вернуть образу первоначальный смысл, вырывает его из привычного, окаменелого, заштампованного контекста. И тогда самые обыденные вещи предстают перед зрителем в ином, "странном" и неожиданном обличии. Собственно, Александр Ишин показывает окружающий нас мир в его первозданном, естественном виде, а не сквозь призму накопившихся в сознании каждого из нас предрассудков.

Оказывается, дома, заборы, чердачные окна, сельские дворы с котами и петухами и самое главное - люди, наши современники - всё то, что заполняет собой наше сознание - вовсе не то, за что себя выдаёт. Нам только кажется, что контекст, в котором мы обитаем, исчерпан и поэтому не так уж интересен. На самом деле всё вокруг наполнено тайнами и загадками, и свою задачу художник Ишин видит в том, чтобы предложить всем нам поучаствовать в эксперименте Творения. В результате мы обретаем шанс посмотреть на происходящее вокруг незамутнёнными, незашоренными и широко открытыми глазами и увидеть, каким трепетным и трогательным всё было в первые часы и минуты рождения и возникновения - в самом начале отделения материи от духа.

К чести Ишина, ему удалось избежать соблазна назидательности, "серьёзного" отношения к жизни. Язык, на котором художник разговаривает со зрителем, тоже отстранён - мастер предпочитает атрибутику нашего прагматичного времени - иронию, задор, насмешки, парадоксы. Недаром автор стоял у истоков советского нонконформизма, находился в самой сердцевине борьбы с консервативной системой за новое искусство. Чтобы быть понятыми властью, первопроходцам и возмутителям спокойствия нужно было найти оружие против партийных лакировщиков действительности с их механическими схемами, стандартами и шаблонами. Главным козырем в напряжённом и мучительном диалоге стала романтика с привкусом иронии. А в качестве поля битвы прекрасно подходил господствующий в эпоху хрущёвской оттепели бренд - коммунизм. Перед Ишиным и его соратниками стояла задача противопоставить официальную, казённую романтику - неофициальной, искренней, неформальной. Косности и замшелости власти романтику строительства светлого будущего, в которое по большому счёту никто не верил. Отсюда и ироничный взгляд на мир. Тактика и стратегия родились сами собой: не выдавать утопию за реальность, а отделить искусство от идеологической конъюнктуры, используя все многообразие стилей и направлений.

Как и все классические шестидесятники, Ишин на всю жизнь остался романтиком с ироничным мировоззрением. Коммунизм из актуальной задачи власти давно переместился в область коллективного бессознательного, но призрак и признаки Общего Дела до сих пор отчётливо проявляются в реакции "простого народа" - основного героя Ишинских холстов - на текущие события. И Александру Ишину остаётся только чувствовать настроения и чаяния дорогих и близких его сердцу соотечественников.

                                                                                                                                                                                                                   Игорь Дудинский.

Выставка продлится до 11 декабря 2011 года.

 


Александр Владимирович ИШИН родился в 1941 году в Уфе, где его семья находилась в эвакуации. С 1942 года живёт в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, а в 1966-м Московский Государственный художественный институт имени Сурикова по классу В.Ф.Рындина и М.М. Курилко.

Студентом побывал в творческой поездке в Норильске. В журнале "Юность" состоялась первая персональная выставка произведений, посвящённых жизни северного города и выполненных в необычном для той эпохи наивно-романтическом стиле.

Работал во многих жанрах - от станковой живописи и графики до оформления фасадов и интерьеров общественных зданий в различных техниках (рельеф, мозаика, темперная роспись, резьба по дереву). Участник десятков персональных и групповых выставок в России и за рубежом - в том числе Европе и США.

Работы находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Русском музее, Собрании Людвигов (ФРГ), Музее современного искусства Российской Академии Художеств, Музее современного искусства в Царицыно, Музее Марка Шагала (Витебск), Музее современного искусства "Марс", а также во многих музеях, коллекциях и собраниях России, Германии, США, Франции, Италии, Нидерландов, Англии, Израиля.