ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В северной столице с 25 июня по 3 июля пройдёт XIV Международный фестиваль-конкурс "Три века классического романса".

В преддверии этого музыкального события анонсированна программа фестиваля.

Суббота 25 июня, Малый зал Филармонии

Концерт-открытие XIV Международного фестиваля-конкурса "Три века классического романса"

Начало в 19.00

Традиционной церемонии открытия всегда присуща радостная атмосфера праздника. Фестиваль вновь встречается с публикой как с дорогими друзьями, чтобы поделиться всем новым и давно любимым, знакомым и необычным, и дать старт очередному романсовому марафону.

В этом концерте вам предстоит встреча с новыми именами - маститые представители немецкой исполнительской школы Мартин Брунс (Швейцария) и Мартина Рюпинг (Германия) продемонстрируют мастерство и тонкость воплощения немецкой романсовой классики, прекрасный грузинский тенор Теймураз Гугушвили, несомненно, очарует слушателей уникальным тембром и артистическим темпераментом.

С особой гордостью Фестиваль во второй раз представляет выдающегося нидерландского певца Роберта Холла - вспомните его поистине потрясающее исполнение вокального цикла Мусоргского «Без солнца» в прошлом году! На сей раз Роберт Холл, известный и как композитор, обещает исполнить и романсы собственного сочинения.

Все, кто слышал на прошлых фестивалях Элизабет Видаль (Франция), наверняка хранят в памяти её очаровательную французскую манеру, уникальную колоратуру и фантастические верхние «ля». В этом концерте певица снова предстанет перед нами во всём блеске своей виртуозности и шарма.

Любимые и бессменные участники Фестиваля – народные артисты России Владимир Чернов, Ольга Кондина, Павел Егоров и на сей раз преподнесут публике вечную, неразрешимую загадку высочайшего мастерства и исполнительской магии. Быть узнаваемым и всякий раз новым – качество подлинного мастера.

Напомним, что все выступающие артисты – члены жюри Конкурса «Три века классического романса», который откроется 26-го июня в Консерватории (вход на конкурсные прослушивания свободный).

Не забыта и молодёжь – концерт начинается выступлением недавних лауреатов. Открывают церемонию и исполняют фортепианные партии создатели и организаторы Фестиваля-Конкурса – заслуженные артистки России Елена Гаудасинская и Ирина Шарапова.

Воскресенье 26 июня, Дом композиторов Санкт-Петербурга

Грани романса

Начало в 19.00

Эта традиционная рубрика – представление романсового Сегодня и Завтра, картина отдельных направлений в современном срезе жанра и творчества молодых композиторов, чьё время только настает. Конечно, концерт вмещает лишь несколько граней – потому так и называется, но они чрезвычайно интересны и сами по себе, и как проекция развития романса. Все исполняемые композиторы – члены жюри Композиторского конкурса романса, предмета гордости и особой заботы Фестиваля. От их решений зависит, что мы услышим в 1ом отделении концерта, где звучат новейшие сочинения победителей конкурса. Здесь должно ожидать впечатления самые яркие и непредсказуемые.

Программу 2го отделения украшают три мировые премьеры - песни Игоря Воробьева на собственные тексты, цикл Сергея Осколкова на стихи отца композитора. Антон Танонов, чутко впитывающий современную звучащую среду, представлен циклом на стихи поэтов ХIХ века. Петр Геккер выбрал для этого концерта сочинения на стихи Пушкина, Майкова и Ахматовой, ещё раз демонстрируя самобытность и красоту своего вокального стиля, а оригинальность видения Александра Радвиловича узнается уже в названии и составе его цикла - «Перевёрнутый мир» - восемь интерлюдий для сопрано, баритона, скрипки и клавесина.

Понедельник 27 июня, Малый зал Филармонии

Романс без границ

Начало в 19.00

Постоянные рубрики рождаются не случайно. Они отражают важнейшие идеи и направления Фестиваля. «Романс без границ - рубрика многозначная, сегодня звучащая особенно актуально. Это – стремление обозначить сущность романса как явления универсального, вневременного и экстерриториального, во всех эпохах и стилях верного «букве и духу» жанра, всегда сплетенного с Поэзией воспевающего Любовь. А ещё наглядно объединяет и стирает всяческие границы живой исполнительский поток, сочетающий вечное, неувядаемое, с яркими вспышками нового.

Так будет и в этом концерте. Шедевры Чайковского и Рахманинова будут соседствовать с вершинными свершениями Малера и Штрауса в выступлениях известного петербургского певца, Народного артиста России Владимира Ванеева и немецкой певицы Мартины Рюпинг, ученице и последовательнице великой Элизабет Шварцкопф.

Незаурядный камерный певец и тонкий интерпретатор, австрийский тенор Александр Кайбмахер преподнесет слушателям радужную романсовую россыпь - от Бетховена до Чаплина, в сопровождении арфы. Партия арфы тоже примечательна - за инструментом известный арфист, лауреат международных конкурсов и эксклюзивный артист арфового дома «Salvi» Александр Болдачев.

Событие Фестиваля - мировая премьера романсов выдающегося петербургского композитора Сергея Слонимского на стихи Блока в исполнении яркого молодого баритона Бориса Пинхасовича и Заслуженной артистки России Ирины Шараповой, давних адептов и интерпретаторов его вокальных произведений.

Интрига концерта – выступление стремительно продвигающегося к серьёзному мировому признанию молодого тенора, солиста Мариинского театра Сергея Семишкура. На Фестивале романса он впервые, и знатоки вокала предчувствуют исполнительское событие, тем более – в ансамбле с Заслуженной артисткой России Ириной Соболевой, опытнейшим музыкантом и мудрым наставником.

Мы гордимся нашей молодёжью – с Владимиром Ванеевым выступает лауреат международных конкурсов Анна Корзун, удостоенная также диплома лучшего концертмейстера конкурса Чайковского и лучшего пианиста Фестиваля-конкурса «Три века классического романса». 

Вторник 28 июня, Академическая капелла

Русские страницы

Начало в 19.00

Необозримое пространство русского романса – сокровищница непреходящих культурных ценностей, детальная энциклопедия русской духовной жизни. Каждый момент истории уникален в своей музыкальной самобытности и неповторимости. В этом концерте мы отдали дань композиторам, чьё творчество стало знаковым в истории русского романса ХХ века.

Страница Сергея Прокофьева (к юбилею композитора). Это музыкальное приношение объединяет два полярных по стилю и духу полюса его вокального творчества. Тончайшие «Пять стихотворений Ахматовой», сочинение 1916 года – и «опрощенные», но не утратившие печати гениальности автора песни советского периода, многозначный и яркий памятник этой эпохе.

Страница Георгия Свиридова представляет одно из наиболее значительных его сочинений – поэму на стихи Есенина «Отчалившая Русь». Свиридов задумал это произведение как символический образ России, ее пути, бесконечной веры и любви к Родине.

Страница Валерия Гаврилина – композитора, особенно любимого в Петербурге и узнаваемого с первых строк в силу неподражаемой музыкальной своеобычности интонации. Здесь прозвучит «Вторая немецкая тетрадь» на слова Гейне - сочинение оригинальное, настоящее театральное действо, романтическая история несчастной любви поэта (вспомните «Любовь поэта Шумана)

Исполнительский состав блистателен: любимая и почитаемая Ольга Кондина («Пять стихотворений Ахматовой»). Постоянный «московский гость», яркий и многогранный артист Владимир Байков (песни Прокофьева). Чудесная и уже нечастая в Петербурге - в силу невероятной востребованности в мировой музыкальной жизни, Олеся Петрова («Отчалившая Русь»). Впечатляющий артистическим мастерством и певческим опытом солист Мариинского театра Сергей Романов («Вторая немецкая тетрадь»).

За роялем – известные петербургские пианисты, Заслуженные артистки России Елена Гаудасинская, Ирина Шарапова и Борис Кондин.

Настоящий сюрприз – финальная Страница истоков - выступление легендарного Владимира Чернова с легендарным «Терем-квартетом» - впервые на нашем Фестивале!  

Среда 29 июня, Мальтийская Капелла

«Духа и мысли пристанище…»

Начало в 19.00

На этот концерт стоит прийти загодя. Постоять под старинными сводами, полюбоваться дивными пропорциями архитектурного шедевра Кваренги, и ощутить дыхание Истории, промчавшейся здесь причудливой вереницей событий - мировых и частных, общеизвестных и загадочных. От момента создания Мальтийской церкви святого Иоанна Иерусалимского, построенной по повелению императора Павла для рыцарей мальтийского ордена – до сегодняшнего концертного зала. Здесь – недолгая история расцвета Мальтийского ордена в России, и славная страница Пажеского корпуса, и не столь давнее возвращение много претерпевшего запрестольного образа Иоанна Крестителя, и торжественные церемонии мальтийских кавалеров, и чудные хоры православного обихода…

Стены помнят всё, и отзвук этой памяти, несомненно, уловим и в программе нашего концерта. Что же прозвучит? Как зачин – Бетховен, «Шесть духовных песен на слова Геллерта», первый в мировой истории романса вокальный цикл. Он - о жизни и смерти, природе и Боге, о том, что даёт человеку силы жить и творить, преодолевая тяжкие духовные испытания.

Цикл Шостаковича «Семь стихотворений А. Блока», написанный полутора веками позже, в совсем иных стилевых и духовных условиях, - удивительным образом содержательно сопоставим с бетховенским. Те же смыслы вольно или невольно искал композитор в стихах раннего Блока. «Гамаюн – птица вещая», «Тайные знаки» «Музыка». Он создавал музыку из блоковского сокровенного и неявного, сплетая голос и стих с пением скрипки и виолончели. Горькие опыты века постоянно сквозят в изломах интонаций и напряжённости гармонического фона, но и здесь все вершит образ исцеления и прибежища.

Оба цикла исполняют молодые певцы – Петр Гайдуков и Александра Кабанова. В бетховенском цикле за роялем - народный артист Павел Егоров, мастер и поэт фортепиано.

Ещё одним ярким исполнительским пиком концерта станет выступление «Золотого голоса Грузии», тенора Теймураза Гугушвили в ансамбле с Заслуженной артисткой России Еленой Гаудасинской. Удивительное качество его голоса и впрямь превращает в золото всё, к чему прикасается певец. Но и избранные этим дуэтом произведения – настоящие сокровища жанра.

Французская программа в сопровождении арфы – дань красоте и непосредственному музыкальному наслаждению. Форе, Массне, Равель, Дебюсси - все тонко, изысканно и соразмерно, к тому же арфа овевает голоса и вовсе неземными созвучиями. Элизабет Видаль и Андре Конье, частые гости Фестиваля – искусные и вдохновенные выразители подлинно французского миросозерцания и стиля, и виртуозная арфа Александра Болдачева здесь также в своей стихии.

 

Четверг 30 июня, Мариинский театр. Зал Щедрина

Фестиваль романса в гостях у Мариинского театра

Начало в 19.00

С момента создания Фестиваля солисты Мариинского театра стали его желанными участниками. Их уникальные голоса и умение «прожить» романс на сцене как театральную роль добавляют палитру сочных красок в романсовое исполнительство, и немало способствуют расцвету жанра.

На сей раз Фестиваль посвящает Мариинскому театру специальный концерт в самой сердцевине этой гигантской театральной империи, в одном из камерных залов Мариинки - 2. Концерт состоится в зале Щедрина, и начинается произведением этого композитора. Молодой солистке Пелагее Куренной, одной из призеров прошлого конкурса «Три века классического романса» выпал счастливый жребий открыть концерт в ансамбле с одной из знаковых фигур Мариинского театра – его ведущим концертмейстером, Заслуженной артисткой России Ириной Соболевой.

Исполнительская молодёжь будет представлена также тенором Карлосом Д’Oнофрио с пианисткой Екатериной Венчиковой - яркая программа из произведений Турины и Хинастеры.

Пик концерта и настоящий подарок публике - Народный артист России Юрий Марусин, певец поистине легендарный, выступит с изящной подборкой русских романсов на стихи Пушкина.

Впервые на фестивальной сцене замечательный бас Владимир Феляуэр – с «золотым» басовым репертуаром (романсы Глинки и Даргомыжского).

Екатерина Шиманович снова раскроет безграничные возможности своего голоса в цикле Вагнера «Пять стихотворений Везендонк», в сопровождении Виктора Высоцкого - музыканта разностороннего, теперь, пожалуй, даже более известного в качестве успешного театрального режиссера.

Вершина русской романсовой классики – «Диссонанс», «Вокализ» и другие рахманиновские шедевры прозвучат в мастерском исполнении Ирины Васильевой, с ней за роялем – талантливый Андрей Телков.

Теплая выразительность и глубина всегда отличают и манеру Натальи Евстафьевой. Романсы Рубинштейна, Чайковского, Римского-Корсакова – «коронки» ее репертуара, избранные для этого концерта. Здесь, как и в выступлениях Юрия Марусина и Владимира Феляуэра, фортепианную партию исполнит Заслуженная артистка России Ирина Шарапова. 

Пятница 1 июля, Шереметевский дворец

«Под кровлей Фонтанного дома…»

Начало в 19.00

Мы не случайно назвали этот концерт ахматовской строкой – поэтесса полно и глубоко ощутила и воссоздала удивительную магию этого старинного места, буквально притягивающего значимые культурные явления. Сейчас здесь Музей музыки, и какие же яркие картинки музыкального прошлого рисуют память и воображение, когда вы разглядываете старинные, но в любую минуту способные ожить инструменты, и бродите по великолепной анфиладе чудесно сохранившихся покоев. И образ Прасковьи Жемчуговой – легендарной певицы, одной из первых артисток России, незримо обитает в Фонтанном доме, и как говорят, хранит его от разрушительного времени. Если так – она непременно будет с нами на этом концерте, воскрешающем красоту и непреходящую ценность романсового прошлого.

Фестиваль гордится возможностью вписать ещё одну страничку в славную музыкальную историю Фонтанного дома. Безусловное событие – выступление в этом концерте выдающегося нидерландского певца Роберта Холла с шумановским циклом «Круг песен» ор.39. Мировая слава и огромная востребованность этого артиста сочетается с удивительной личной скромностью и «закрытостью», так что непосредственное слушательское участие в его «живом» исполнении - редкая удача.

Известный немецкий баритон Мартин Брунс продолжит линию немецкой песни циклом Брамса ор.121. «Четыре строгих напева» на библейские тексты – последнее и вершинное сочинение композитора, глубочайшее философское размышление о жизни и смерти.

Русскую романсовую линию будет представлять великолепная «мариинская» пара – Оксана Шилова и Юрий Воробьев. Успевшие завоевать немалую известность на мировых оперных сценах, блистающие в ряде спектаклей Мариинского театра, эти певцы столь же талантливо и неординарно проявляются в жанре романса. Шедевры Рубинштейна, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, воплощенные бархатным басом Юрия Воробьева и теплым, трепетным сопрано Оксаны Шиловой никого не оставят равнодушным.

А начнёт концерт переливчатой россыпью колоратур, виртуознейшими птичьими трелями Иоганна Штрауса и Сен-Санса молодая солистка Михайловского театра Екатерина Фенина.

За роялем – мастер жанра Семен Скигин (Шуман и Брамс), Ирина Шарапова (русская ветвь) и Анна Корзун - в равновесном дуэте с Екатериной Фениной.

В Фонтанный дом, друзья!

Суббота 2 июля, Белый зал Большого Петергофского дворца

Дворцовые забавы. Театр романса

Начало в 18.00

Представьте: летний воскресный день, волшебный Петергоф – и упоительные, ласкающие слух и душу мелодии … Это - традиционный загородный концерт Фестиваля, задуманный как отдохновение и развлечение, остроумно театрализованный и костюмированный нашими молодыми оперными режиссерами и балетмейстерами – настоящий театр! В программе есть редкости – например, вокальный цикл Доницетти для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона и всех вместе - «Летние ночи в Позилиппе». Здесь музыка, как и в соседствующих «Вальсах любви» Брамса буквально окутывает красотой, нежнейшим любовным чувством и благоуханием гармоний. Ещё – экзотическая сарсуэла – народный испанский жанр романсового театра, с ярким колоритом подлинно испанской страсти.

 В известных жанровых картинках Даргомыжского наглядно откроется их театральная сущность, а дуэт Лало внесет толику музыкальной эксцентрики.

Исполнителей множество – два вокальных квартета чудесных голосов молодых театральных солистов (Мариинка, Михайловский, Санкт-Петербург опера), колоритный Василий Истомин, студенты вокального факультета консерватории, балет и миманс.

До встречи в Петергофе!

Воскресенье 3 июля, Академическая капелла

Торжественное закрытие фестиваля. Награждение и гала-концерт лауреатов VIII Международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов «Три века классического романса» и конкурса композиторов «Лучший романс 2016»

Начало в 19.00

Вот она, финальная точка многодневного музыкального состязания молодых, талантливых, в самом лучшем смысле честолюбивых музыкантов. Это – как разгадка сюжета детективной истории, своего рода «момент истины», особенно для тех, кто следил за ходом конкурсных прослушиваний, болел за своих фаворитов и с нетерпением ждал итогов. Но и для впервые пришедших концерт новоиспеченных лауреатов - всегда интрига и сюрприз. Кто они, признанные лучшими сегодня, что скажут искушенной и ждущей открытий публике? Какие идеи и ценности движут и вдохновляют их души и умы? И что в безбрежной вокальной стихии будет особенно созвучно строю мыслей и чувств современного человека?

Музыкальный ответ на эти вопросы - в этом концерте, с его особой, праздничной и общительной атмосферой, многолюдством, приветственными овациями, и, разумеется, торжеством вечного Романса.