ОРЕАНДА-НОВОСТИ.   Stella Art Foundation представляет выставку "Веерное отключение" Андрея Филиппова, проходящую в рамках второй части проектного "триптиха", который Творческое объединение "Купидон" показывает в пространстве Фонда (первая часть проекта прошла осенью-зимой 2009 года).

Выставка будет проходить в период с 1 марта по 1 мая 2012 года.

Каждая из частей такого триптиха включает как выставку группы, так и сольную экспозицию одного из её участников. На сей раз - Андрея Филиппова. Для своей выставки он создал сумму разнообразных произведений, среди которых центральное место занимают электро-динамические объекты - складывающиеся и разворачивающие веера с изображением небес. За каждым из вееров расположен светящийся диск с изображением руки ангела, держащей свиток: диск открывается взгляду в тот момент, когда веер начинает складываться. Вся инсталляция в целом была названа художником "Веерным отключением".

В своём техническом значении термин "веерное отключение" означает полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии. Но понятно, что у Филиппова это значение - всего лишь смысловой триггер, запускающий цепочку метафор. Для автора ограничение-отключение, прежде всего, ассоциируется с концом света в его иудео-христианской версии, а точнее, с одним из событий глобального финала, когда "небо скрылось, свившись как свиток" (Откровение Иоанна Богослова. 6:14) или, согласно Книге пророка Исаии (34:4), когда "небеса свернутся, как свиток книжный". Библейское сравнение небес со свитком художник превращает в тождество свитка и неба, а ещё точнее, меняя свиток на веер, подаёт последний как книгу-картину небес. Так картина, книга, свиток и веер у Филиппова - варианты одной формы, происхождение которой следует искать не в европейской, а в восточной, в частности, в китайской традиции. Свиток, веер и ширма там издревле служили и для записи текстов (по сути, были различными форматами книги), и в качестве основы для живописи, что выглядело более чем естественно, поскольку письменность и изображение в этой культуре выросли из общего корня и потому с лёгкостью объединялись. Если к тому же вспомнить, что "китайщина" всегда была важна для московских концептуалистов, и они, в известной мере, ассоциировали себя со старокитайскими учёными литераторами-художниками, то логика возникновения "Веерного отключения" становится ещё яснее.

Андрей ФИЛИППОВ принадлежит к кругу авторов московской концептуальной школы, в творчестве которых интерес к изобразительному и текстовому знаку парадоксально сочетается с решением формальных задач. Художник родился в 1959 в Петропавловске-Камчатском. В 1976-1981 годах он учился в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете. Живописью начал заниматься в 1982. В 1982-1984 был постоянным экспонентом и участником акций галереи APTART (Москва). В 1987 стал участником "Клуба авангардистов" (КЛАВА). С 2009-го совместно с Юрием Альбертом и Виктором Скерсисом входит в группу "Купидон". Живёт и работает в Москве.