ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В Русском музее открылась выставка женской народной одежды. В экспозиции представлены более четырёхсот костюмов, которые носили женщины разных регионов и сословий в XVIII-XX веках. Многие впервые достали из запасников.

Об особенностях одежды для зажиточных горожанок, купчих и крестьянок – рассказывают "Новости культуры".

Костюмы обрядовые, крестьянские, праздничные – в Русском музее собрание, которому позавидовали бы многие дома моды. Вот только такого понятия – мода – на Руси тогда просто не было. Каждое платье – его фасон, крой, стиль - уникальное, подлинно народное произведение искусства. А посетителей на открытии выставки больше, чем, кажется, в дни распродаж в самых известных магазинах одежды.

Презентация новой коллекции – почти как на подиуме. Образцы с витрин словно задают тренды. Так, что даже музейные сотрудники стараются соответствовать.

Блузка куратора Натальи Ковалёвой повторяет поморские мотивы. Такие пестрядинные – то есть, льняные сарафаны и рубахи из грубой ткани – шили в Архангелогородской губернии. Русский Север – целое направление в истории национального костюма. Дочке Натальи – маленькой Саше – приглянулся образ поморской невесты. Красоваться на гуляньях перед женихами выходили только в таком дорогом наряде. Главным элементом была парчовая повязка.

"Костюм в таком составе передавался из поколения в поколение, – рассказывает Наталья Ковалева. – Хранился в течение ста лет в сундуках, может быть, и больше, чем сто лет. Мода это или традиция - то есть, вот как это ещё воспринимать?"

Искусствовед Марина Сорокина тоже решила не отходить от традиций – её жакет и бусы перекликаются с нарядами Рязанской губернии. Чопки на шее – там был обязательный аксессуар, а понёвы – старинные юбки – непременно расшивали бисером. Марина, которая иногда и сама строчит на машинке, поражена, насколько точно соблюдён рисунок. Работа исключительно ручная.

"Я бы не рискнула повторять – у меня бы не хватило ни трудолюбия, ни сил, ни умения, – признаётся научный сотрудник Государственного Русского музея Марина Сорокина. – Потому что, знаете, иногда такой сложнейший покрой - и сарафанов, куда вставляются треугольные клинья, чтобы придать особую пластичность силуэта - а уж такие предметы, как шуга и душегреи - это вообще необыкновенная сложность".

У каждого региона в одежде – свой, особый уклад. Средняя полоса России покоряет яркими оттенками. Доминирующий красный – цвет праздника и солнца – дополняет необычный желтик – или коричневатый. А у воронежских красавиц на юге тон задавал плодородный чернозём - чёрная телогрея считалась не траурной, а наоборот, праздничной. Под стать подбирались украшения и головные уборы – в общем, весь костюмный ансамбль.

Они как будто вдруг сошли с витрин - на открытие выставки пригласили фольклорный хор петербургского университета. Современных девушек, в чьем гардеробе ещё найдутся аутентичные платья.

"Это вот этнографический костюм настоящий, набойка старинная – ну, ей сто лет-то точно, а может быть, больше, – поясняет руководитель фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Головкина. – Здесь более праздничные, более богатые уборы".

Дорогие парчи и штофы, замысловатые народные орнаменты, свадебные наряды - зафиксированные в своё время живописцами, теперь их заимствуют в коллекции многие дизайнеры. И если вам вдруг скажут, что именно в этом сезоне как никогда актуальны цветастые платки или яркие бусы – ни за что не верьте. Ведь это больше, чем просто мода – наша национальная традиция.