ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Международный конкурс имени П.И. Чайковского традиционно привлекает музыкантов из многих стран: речь не только об именитых членах жюри и перспективных участниках, но и о знатоках, педагогах, исполнителях, для которых конкурс был и остаётся значительным событием мировой музыкальной жизни.

К таким экспертам, несомненно, относится профессор Университета Алабамы в Бирмингеме Яков Касман - выпускник Московской консерватории по классу М.Вокресенского, концертирующий пианист, лауреат престижных международных конкурсов, в том числе Международного конкурса пианистов (Лондон, 1991), Международного конкурса им. Артура Рубинштейна (Тель-Авив, 1992), Международного конкурса имени С. Прокофьева (Санкт-Петербург, 1995), Международного конкурса Вана Клиберна (Fort Worth, 1997).

Яков Касман, постоянный слушатель конкурса Чайковского с 1982 года, не раз входил в состав жюри международных соревнований и после завершения первого этапа второго тура состязаний пианистов согласился прокомментировать для корреспондента ИА "Ореанда-Новости" Яны Тифбенкель некоторые особенности XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

О лотерее

Конкурс - это лотерея, на результат которой влияет огромное количество факторов: состав и вкусы жюри, традиции конкурса, "повезёт - не повезёт"…

Пианисты, которые уже занимали призовые места на других престижных международных соревнованиях, - например, вторую премию Международного конкурса Вана Клиберна, как Йол Юм Сон, или третью премию Международного конкурса пианистов им. Шопена и первую - Международного конкурса им. Артура Рубинштейна, как Даниил Трифонов, первую премию Международного конкурса пианистов в Хамамацу, как Сенгчжин Чо, третью премию предыдущего конкурса Чайковского, как Александр Лубянцев - рискуют, принимая участие в других крупных конкурсах. "Замахиваясь" на конкурс Чайковского, такой исполнитель должен быть нацелен только на первое место: всё остальное будет восприниматься как "недостаточный" результат, и в силу стечения неудачных конкурсных обстоятельств можно серьёзно подмочить ранее трудом заработанную репутацию.

Не могу не отметить, что многое зависит от инструмента. На этом конкурсе исполнитель имеет право выбрать рояль любой из четырёх представленных фирм-производителей. Мне кажется, некоторые участники по разным причинам делают неправильный выбор роялей и вредят себе: иногда инструмент не подходит характеру или особенностям исполнительской манеры музыканта, определённым сочинениям - и это нельзя не учитывать!

О репертуаре

В нынешнем конкурсе появились репертуарные особенности, и это наверняка нововведение Р. Родзинского. Родзинский - мастер музыкального менеджмента, "раскрутки" и конкурса, и конкурсантов. И весь свой опыт организации конкурса Вана Клиберна он постарался применить в Москве.

На конкурсе Клиберна, например, нет обязательных для исполнения пьес, кроме одной, написанной специально для конкурса: у участника должно быть несколько сольных программ, и на конкурсе он может показать всё самое лучшее, что умеет одновременно "держать в руках".

В 2011 году из программы конкурса Чайковского исчезли обязательные прелюдии и фуги И.С. Баха и 4 этюда. Что-то было представлено в отборочных записях, но публика этого не услышала - жаль: исполнение музыки Баха много говорит о музыканте!

Кроме того, привычная структура репертуара задавала некий временной "каркас" конкурса, его ключевые вехи: звучит Бах, этюды, - это первый тур, а вот седьмая соната Прокофьева, например, - это второй тур. Мне кажется, что такая формула конкурса Чайковского: Бах, этюды, пьесы П.И. Чайковского - была весьма эффективной и показательной. Жаль, что этого сейчас нет.

На этом конкурсе не только не было акцента на русскую музыку - не оказано достаточно внимания произведениям самого П.И. Чайковского! Из "Чайковского" во втором туре был только "Чайковский - этюд" Р. Щедрина: по-моему, совершенно замечательная пьеса! Но прежде музыка композитора, чьё имя носит конкурс, была обязательна на всех турах: на первом - две-три пьесы из цикла "Времена года", на втором - либо первая, либо вторая, третья, четвёртая часть соль мажорной сонаты, фа мажорные Вариации и Русское скерцо, и в финале - Первый или Второй концерты. Теперь на втором туре произведения Петра Ильича просто не требуются, и это мне кажется ошибкой.

Поражает однообразно стандартный репертуар участников: немыслимое количество вторых сонат С. Рахманинова, из которых ни одна не была сыграна хорошо! Кажется, что С. Рахманинов написал одну сонату, - № 2 и сразу во второй редакции! Никто в качестве крупной формы русских композиторов не играл восхитительные сонаты Н. Метнера, поздние сонаты А. Скрябина, Д. Шостаковича. Нестандартным репертуарным решением были только Вариации гениального композитора Н. Капустина, которые играла Йол Юм Сон, и поздние этюды А. Скрябина, сыгранные А. Черновым.

О сильных сторонах конкурса

Нынешний конкурс всё же обладает серьёзными преимуществами перед предыдущими. Участие Р. Родзинского и В. Гергиева, их организаторская энергия, воля и авторитет в музыкальном мире придали конкурсу серьёзный вес.

Огромный плюс XIV-го Конкурса - ангажементы для лауреатов, причём концертным менеджментом победителей будут заниматься более чем престижные агентства. Ничего подобного в предыдущие годы не было. Музыкальные конкурсы в основном награждают победителей денежными премиями, изредка - организацией концертных туров для одного - трёх победителей. Конкурс Клиберна организует ангажементы шести (!) финалистам, и это привлекает очень сильных участников. Этот ход сработал и в Москве: уровень участников первого тура в основном был очень высок!

Второй "плюс"… На мой взгляд, это один из первых конкурсов, на котором собралось очень солидное и адекватное фортепианное жюри: абсолютно все - пианисты, играющие по сей день на самом высоком уровне, роскошные музыканты.

Третьим серьёзным плюсом, несомненно, является грамотно выстроенная рекламная кампания. Впервые у конкурса появился "настоящий", хорошо организованный сайт, качественная трансляция событий через интернет.

Этот конкурс привлёк много публики: все билеты и на первый, и на второй тур были очень быстро раскуплены. Никогда ещё на первом туре не было столько слушателей в зале! То, что было отобрано для соревнования пианистов 30 человек, а не около 80-ти, среди которых всегда оказывалось предостаточно "музыкальных туристов", - позволило начинать прослушивания в 13.00, а не в 10.00, облегчить работу жюри и доступ публики на концерты.

О странностях отбора

Проведение отборочного тура по записям - правильная идея, в целом веяние эпохи цифровых технологий, а не только клиберновского конкурса. Но результаты этого тура, безусловно, вызвали достаточно нареканий. Выбытие Юрия Фаворина меня, мягко скажем, очень удивило. Не могу утверждать, что хорошо знаком с его творчеством, но слышал исполнение сонаты Ф. Шуберта ми-бемоль мажор на конкурсе Королевы Елизаветы в Брюсселе: это был высочайший класс!

Мы снова увидели среди выступающих учеников членов жюри и, - что ещё менее приятно, - отборочного жюри. Можно долго рассуждать о таланте конкурсантов, но, согласитесь, такое обилие студентов членов жюри вызывает недоумение.

Должен заметить, тем не менее, что результаты первого тура были на редкость адекватными: десять из двенадцати отобранных исполнителей меня абсолютно устраивают. Соревнование есть соревнование, и у талантливого музыканта может не хватить сил дойти до третьего тура, но, надеюсь, вопиющих результатов, когда перед финалом целенаправленно "вычищались" очень интересные участники, на этом конкурсе не будет.

Яна Тифбенкель, специально для ИА "Ореанда-Новости" 

Читайте также:

Фоторепортаж с открытия XIV Международного конкурса имени Чайковского

Александр Гиндин: "Отсутствие души - показатель профнепригодности"

Борис Березовский: "Самые удачные периоды, когда хожу на дискотеки"

Алексей Володин: "Руки не умеют лгать"

Людгер Ломанн: "Он подкупает благородством и теплотой звучания"

Константин Волостнов: посол Его Величества