ИА «Ореанда-Новости» Органный концерт «Сентябрь под Баха и Вивальди» пройдёт

16 сентября 2022, пятница, 20:00.

Сентябрь под Баха и Вивальди – атмосферная программа любимого публикой Санкт-Петербургского дуэта. Скрипка и орган. Оригинальные сочинения и поражающие новым звучанием транскрипции. Бах и Вивальди.  Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения- небожителя, незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Никогда не встречаясь, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. Великий Могол, представленный в баховской органной транскрипции, – один из самых популярных и солнечных струнных концертов Вивальди.

Жизнь выдающегося музыканта Макса Регера прошла между двух столетий. Точно чувствуя границу прошлого и настоящего, он призывал современников к соблюдению чувства меры в искусстве. Автор более 200 сочинений для органа, Регер глубоко чтил баховскую традицию, продолжая её в своём творчестве. Интродукция и пассакалия ре минор, написанная юным Регером, уже демонстрирует глубину мышления и стилистику композитора в сравнительно небольшом опусе.

Особый сюрприз – российская премьера сочинения болгарского композитора Владо Иванова, отмеченного престижной премией ЮАР, страны, в которой много лет живет музыкант. Пассакалья и фугато для струнного квартета прозвучит в версии для скрипки и органа, сделанной талантливым петербургским музыкантом Натальей Козловой.

Сентябрь под Баха и Вивальди – подарите себе незабываемую осень!

Исполнители:

заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка

лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Диалог гениев: Бах и Вивальди» состоится 17 сентября 2022, суббота, 20:00.

Диалог гениев: Бах и Вивальди – концерт одной из самых востребованных и известных органисток наших дней Юлии Глазковой. Иоганн Себастьян Бах — гений, творец собственной Вселенной, наполненной неземной красотой гармоний и безграничной философской глубиной. Антонио Вивальди — создатель Планеты вечного лета, расцвеченной самыми яркими и фантастическими красками, где соединились земное и высокое. В их творчестве развитие немецкой и итальянской музыки блистательной эпохи барокко достигло апогея. Пусть Бах и Вивальди никогда не встречались на протяжении своей земной жизни, на афишах многочисленных концертов XXI века их музыкальные диалоги происходят достаточно часто. Лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд блестящих органных транскрипций его инструментальных концертов. Даже в наши дни публика часто не может разобраться в авторстве, приписывая сочинения Вивальди – Баху, и …наоборот.

Творчество Баха развернется во всем своём безграничном многообразии. Прелюдия и фуга до минор BWV 546 относится к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Диалог гениев: Бах и Вивальди –музыка, доступная каждому.

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Юлия Глазкова. орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Бах в Ирландии» состоится 18 сентября 2022, воскресенье, 16:00.

Бах в Ирландии. Известно, что Иоганн Себастьян никогда не покидал Германии, но это стало возможно в наши дни … благодаря музыкальным экспериментам. «Бах в Ирландии» – невероятная органная пьеса знаменитого немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, вот уже более сорока лет являющийся одним из ярчайших музыкантов своего поколения. В ней переплетены приемы баховского музыкального письма и кельтские мотивы. Органистка Кристина Ротаева, неизменно поражающая своими смелыми творческими поисками и их воплощением, соединила планетарное звучание органа с беспечным наигрышем вистла, на котором она играет столь же виртуозно, как и на органе. Вистл — кельтский народный инструмент, продольная флейта со свистком и шестью отверстиями. Её магический тембр передает самобытный колорит кельтской музыки, позволяя погрузиться в атмосферу зажигательной энергетики танца, прикоснуться к древнейшим народных традициям. Вы услышите кельтские мелодии и марши в интерпретациях практически неизвестных в России британских композиторов XIX-XX столетий. Чарльз Вильерс Станфорд – выдающийся английский композитор, дирижёр и органист, один из инициаторов английского музыкального возрождения, деятели которого стремились к созданию национальной профессиональной музыки на основе английского музыкального фольклора и традиций старинной английской музыки. В своих романтических по стилю сочинениях использовал английские и ирландские народные мелодии. Алек Роули – английский композитор, пианист, органист, педагог, музыкальный писатель, служивший органистом в нескольких церквях Лондона и преподававший композицию в Тринити-колледже. Создал ряд сочинений в жанре «миниатюрного концерта» для различных инструментов с хронометражем 10-15 минут.  Джеймс Хили Уиллан – англо-канадский органист и композитор, написавший более 800 произведений, включая оперы и симфонии.

Ну, и конечно же, вас ждёт встреча с сочинениями самого Иоганна Себастьяна Баха. Именно его творчество стало вершиной в развитии обработки протестантского хорала. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.

Бах в Ирландии – приятные сюрпризы и неожиданные открытия!

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Кристина Ротаева, орган, вистл

Петрозаводск

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Органные вселенные: музыка Германии и Франции» состоится 23 сентября 2022, пятница, 20:00.

Органные вселенные: музыка Германии и Франции – масштабный вояж в две самые органные страны с Елизаветой Толмасовой. Органная Германия представлена золотым репертуаром барокко и романтизма. Гениальное наследие Баха – точка отсчета в истории органного искусства, оно оказало влияние на композиторов самых разных стран и эпох. Наряду с сочинениями Иоганна Себастьяна, вы познакомитесь с творчеством его старшего современника Николауса Брунса, немецкого органиста, скрипача и композитора. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, он оставил хоть и небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа! Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Франция представлена не только эрой симфонического органа. Несостоявшаяся музыкальная дуэль французского композитора и клавесинного виртуоза Луи Маршана (один из опусов которого прозвучит) с Бахом и его бегство накануне музыкального поединка – одна из самых курьезных историй в мире музыки. Связь с Бахом невозможно не заметить в музыке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал лейпцигским кантором. Незаурядное композиторское мастерство проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого Баха. Блестящий ученик Франка Луи Вьерн, создатель великих симфоний для Короля инструментов, занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Музыкант умер 2 июня 1937 года от сердечного приступа в Соборе

Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта.

Органные вселенные: музыка Германии и Франции – ждем вас в большое органное путешествие.

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов истинн

Елизавета Толмасова, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Немецкое барокко и французский шик» пройдёт 24 сентября 2022, суббота, 20:00.

Немецкое барокко и французский шик – концерт, в котором объединятся различные стили, встретятся альт и орган. Начало всех начал, альфа и омега органной вселенной – Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор входит в число самых известных его сочинений, объединяя себе элементы французской и итальянской традиций. Иногда её называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Лейпцигский кантор тщательно изучал и высоко ценил творчество солнечного итальянца Антонио Вивальди, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов – истинных шедевров. Даже в наши дни публика часто не может разобраться в авторстве, приписывая сочинения Вивальди – Баху, и …наоборот. Творчество современника Баха Георга Филиппа Телемана органично объединило стилевые черты музыкального искусства Европы. Воспитанник немецкой школы, он живо интересовался и активно пропагандировал итальянскую и, особенно, французскую музыку. При жизни Телеман был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга и не могли поделить между собой. Он был знаменит и известен не только во всей Европе, его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, выдающегося композитора своего времени. 

Шарль-Мари Видор, родоначальник жанра органной симфонии, известен и тем, что вместе со своим учеником Альбертом Швейцером подготовил к публикации во Франции все органные сочинения Баха. Самая популярная симфония мастера – Пятая, а её финал, виртуозная Токката, часто звучит в качестве отдельного номера. Сюрприз концерта – Кадиш Мориса Равеля в версии для альта и органа.

Немецкое барокко и французский шик – невероятные эмоции, способные развеять осеннюю меланхолию.

Исполнитель:

Лауреаты международных конкурсов

Елена Ведюшкина, альт

Елена Антипина, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Игры со временем» будет 25 сентября 2022, воскресенье, 16:00.

Игры со временем – концерт московской гостьи органных вечеров Юлии Лотовой, на протяжении которого вы услышите музыку разных стран и эпох. Бах — непререкаемый идеал музыкантов всех последующих поколений, остаётся таковым и в наши дни. Великий новатор своего времени, он, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в гениальных хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорала. Хоральные прелюдии Брамса объединили самые разнообразные тенденции немецкой композиторской школы. Он возродил жанр, напрочь забытый в эпоху романтизма, став первым, кто после Баха создал абсолютно самобытный цикл хоральных обработок для органа.  Иоганн Пахельбель — глава южногерманской органной школы, учитель старшего брата Иоганна Себастьяна, чьи юношеские сочинения написаны в манере Пахельбеля. Макс Регер – поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним шедевром – Интродукцией и пассакалией. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Связь с Бахом невозможно не заметить и в музыке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Незаурядное композиторское мастерство проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого Баха. Прелюдия, фуга и вариация из цикла «Шесть пьес для большого органа» – настоящий хит органного репертуара, поражающий проникновенным лиризмом и философским контекстом.

Луи Лефебюр-Вели был штатным органистом в парижских храмах Святого Роха, Святой Магдалены и Сен-Сюльпис и близким другом крупнейшего французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля – настоящего революционера органостроения.

Сюрприз вечера – органная импровизация Юлии Лотовой.

Игры со временем – лучшие сочинения органного репертуара.

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Юлия Лотова, орган

Москва

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Загадки пассакалий» будет 30 сентября 2022, пятница, 20:00.

Загадки пассакалий – многовековой музыкальный экскурс прекрасной московской органистки Олеси Кравченко. Пассакалия – пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, затем практически исчезнув из мира музыки. Ренессанс произошел в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях. Так, важнейшую драматургическую нагрузку пассакалия несёт в опере Шостаковича «Катерина Измайлова». Программа охватывает невероятно широкий спектр звучания – от Иоганна Себастьяна Баха до современного нидерландского композитора и органиста Ада Ваммеса. Прозвучит полная раскрытых и нераскрытых тайн пассакалия Дитриха Букстехуде, знаменитого предтечи Баха. Хорошо известно, что Букстехуде проявлял большой интерес к астрономическим процессам и находился, как и его современники, под влиянием эсхатологических настроений.Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. Романтический вариант пассакалии представлен опусом немецкого композитора Макса Регера. Это одно из наиболее играемых и популярных сочинений композитора несмотря на то, что оно было создано в ранний период творчества. Ещё один романтический срез концерта – опус Йозефа Габриэля Райнбергера. Его наследие охватывает самые разнообразные жанры. Композитор умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, он был верен самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал непревзойденные по своей мелодичности шедевры. Особый акцент концерта – версии пассакалий современных композиторов и… легендарная скрипичная Чакона Баха в органной версии.

Загадки пассакалий – погрузитесь в удивительный звуковой мир в последний день первого месяца осени.Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Олеся Кравченко, орган

Москва

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.