ИА «Ореанда-Новости». 7 июня в Малом зале консерватории состоится концерт «Танцующий Арлекин», открывающий Международный культурный форум «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ - XXI века: музыка, хореография, видеоарт».

Как рассказывает инициатор проекта, пианистка Ольга Красногорова, «концерт получил название от одной из пьес Карлхайнца Штокхаузена «Арлекин» для танцующего кларнетиста. 7 июня эту пьесу представит Игнат Красиков. Слушатели также смогут услышать несколько забытых шедевров композиторов, в творчестве которых ярко проявились тенденции к созданию симбиоза музыкальных, визуальных, пластических образов, а понятия жеста, движения приобрели семантические значения, выходящие за рамки условных символов».

Одно  из таких сочинений - «Нонет» для голоса, ансамбля и исполнителя пластического танца Владимира Щербачева, созданный ещё в 1919, в эпоху раннего русского авангарда, и с тех пор исполняемый крайне редко. Он прозвучит во втором отделении концерта в исполнении Ансамбля солистов «Студия новой музыки» под руководством Игоря Дронова в постановке Анны Гарафеевой. Пластическую партию исполнит Владимир Ермаченков, соло сопрано - Екатерина Кичигина.

Среди фортепианных сочинений, включённых в программу - одна из наиболее «жестовых» сонат Галины Уствольской - соната №5, которую сыграет Ольга Красногорова. Лауреат Международного конкурса имени Чайковского Дмитрий Онищенко выступит в концерте не только как пианист (прозвучит поэма «Ольхон» Романа Хозеева), но и как автор колыбельных для фортепиано. 

Хоровые сочинения Родиона Щедрина уже давно провоцируют артистов на театральную интерпретацию. В своё время репертуарным хитом Камерного хора Московской консерватории была сценическая версия поэмы  «Казнь Пугачева», теперь этот список продолжили пять русских пословиц. Две из них - «Сладок будешь» и «Богу не грешен» - прозвучат в этот вечер под управлением художественного руководителя и дирижёра Александра Соловьёва. «Психологические по своей наполненности хоровые миниатюры в сочетании с драматическим действием на сцене обладают колоссальным воздействием на зрителя», - подчёркивает артист. Камерный хор МГК во время пандемии стал своеобразной творческой лабораторией для Родиона Щедрина, написавшего букет интересных партитур. И буквально через неделю после получения нот, певцы с Александром Соловьёвым уже присылали композитору рабочую запись. Поэтому символично, что он дал именно этому коллективу право на мировые премьеры этих опусов, и самый последний, «Притча», также прозвучит в этой программе, которую откроет ещё одна новинка - хор «Осень» Ефрема Подгайца на стихи Рильке.

Если русские пословицы Р. Щедрин создавал как «чистую музыку», в которой музыканты «увидели» потенциал для пластического решения, то русскую сказку для маримбы «Ледяной дом» он писал в расчёте на сценическое прочтение: перкуссионист Виктор Сыч выступит одновременно и как драматический чтец.

«Осмысление феномена композиторского жеста - вопрос, находящийся в эпицентре внимания многих авторитетных музыкантов нашего времени, - подчёркивает Ольга Красногорова. - Жестовый критерий приобретает в современном искусстве значение, превосходящее категорию стиля и выдвигает перед исполнителями множество необычных задач, для решения которых музыкантам предстоит преодолевать пределы привычного.  Взгляд с точки зрения создания панорамы новых многообразных задач в исполнительском искусстве и послужил  основой концепции программы концерта «Танцующий Арлекин».