ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings изменило с "Позитивного" на "Стабильный" прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") Российской Федерации в иностранной и национальной валюте и подтвердило эти рейтинги на уровне "BBB". Агентство также подтвердило краткосрочный РДЭ России "F3" и рейтинг странового потолка "BBB+".

"С того момента как Fitch последний раз подтвердило рейтинг России в сентябре 2011 г., повысилась политическая неопределённость в стране, и ухудшился глобальный экономический прогноз. Вероятность повышения рейтингов сократилась, и "Стабильный" прогноз лучше отражает существующий баланс рисков", – отмечает Чарльз Севиль, директор в аналитической группе Fitch по суверенным эмитентам.

Политический риск, который находит отражение в слабых индикаторах качества управления, представляет собой существующий уже длительное время негативный рейтинговый фактор в сравнении с большинством других стран с рейтингами "BBB", а события недавнего времени выявили ограничения и риски, связанные с политической моделью России.

По мнению Fitch, действующий премьер-министр Владимир Путин по прежнему имеет наиболее вероятные шансы на победу на президентских выборах 4 марта. В то же время не ясно, как руководство страны ответит на неожиданную волну протестов, вызванную выборами в Думу 4 декабря, и на более общие изменения расстановки политических сил. Большинство голосов, которые избиратели отдали правящей партии Единая Россия, значительно сократилось, и демонстранты протестовали против фальсификации на выборах. В период перед президентскими выборами ожидается продолжение протестов. В долгосрочной перспективе демократические изменения, обеспечивающие более высокое качество управления, могут оказать позитивное влияние на рейтинги России, однако в краткосрочной перспективе неопределённость повысилась.

Политическая неопределённость увеличивает риск бегства капитала, что может оказать более высокое давление на резервы Центрального банка Российской Федерации ("ЦБ РФ") и на рубль. Международные резервы снизились до 500 млрд долл. к концу 2011 г. по сравнению с 545 млрд долл. на конец августа 2011 г., хотя остаются значительными. Ослабление рубля относительно доллара США за последние четыре месяца 2011 г. составило 11%.

Правительство в ситуации давления со стороны населения может быть в меньшей степени готово осуществлять корректировку налогово-бюджетной политики, чтобы сократить дефицит ненефтяного бюджета до докризисного целевого ориентира в 4,7% ВВП. Fitch ранее отмечало, что такое сокращение является необходимым для позитивного изменения рейтинга России. Хотя Россия по-прежнему имеет запас прочности бюджета в форме суверенных фондов благосостояния (на конец 2011 г. в суверенных фондах благосостояния находилось 112 млрд. долл.), позиция государственных финансов ухудшилась.

Более высокие, чем ожидалось, цены на нефть (и снижение курса рубля) помогли обеспечить более хорошие, чем планировалось, бюджетные показатели в 2011 г. Федеральный бюджет имел профицит в размере 0,8% ВВП в сравнении с дефицитом в 2,3% ВВП согласно бюджетным планам, скорректированным в июне 2011 г. Если исходить из предположения, что цена на нефть Brent будет в среднем составлять 100 долл. за барр. (что близко к допущениям, используемым правительством), в 2012 г. федеральный бюджет будет иметь дефицит в 2% ВВП. Это предполагает некоторое ослабление относительно целевого уровня в 1,5% ВВП в бюджете на 2012 г., одобренном президентом в декабре.

В случае возобновления спада в глобальной экономике, Россия будет иметь меньше возможностей для фискального стимулирования, чем в 2008 г. Такие глобальные экономические риски увеличиваются с учетом кризиса в еврозоне, что обусловило пересмотр агентством в сторону понижения прогнозов экономического роста в мире в 4 квартале 2011 г.