ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило рейтинги Тамбовской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BB+" со "Стабильным" прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "В". Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне "AA(rus)" со "Стабильным" прогнозом.

Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении стабильных показателей исполнения бюджета области и умеренного прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) в среднесрочной перспективе.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги "BB+" отражают хорошие операционные показатели Тамбовской области, умеренный прямой риск с управляемым риском рефинансирования и текущий баланс, достаточный для поддержания показателя обеспеченности долга в соответствии со сроками погашения долга региона. Рейтинги также учитывают слабую институциональную среду для российских субнациональных образований и небольшой размер экономики региона, что приводит к существенной зависимости от трансфертов из федерального бюджета.

Fitch прогнозирует, что Тамбовская область будет иметь хороший операционный баланс на уровне около 10% от операционных доходов в 2016-2018 гг., который будет подкрепляться развивающейся местной налоговой базой и стабильными текущими трансфертами из федерального бюджета, которые составляют около 40% от операционных доходов. В 2015 г. операционная маржа области достигла пикового уровня в 17% ввиду резкого роста налоговых доходов (на 21%) в условиях сдерживания роста операционных расходов на умеренном уровне в 5%. Рост налогов был обусловлен расширением базы налогообложения и повышением прибыли местных производителей, а также увеличением ставок транспортного налога. Мы ожидаем, что рост налоговых доходов замедлится до уровня около 1%-5% в год в среднесрочной перспективе относительно 21% в 2015 г. в условиях замедления роста экономики.

По прогнозам агентства, Тамбовская область будет иметь дефицит бюджета на уровне около 6% от всех доходов в 2016-2018 гг., так как область продолжает инвестировать в экономическое развитие и поддерживает высокий уровень капрасходов: более 20% от всех расходов (в 2010-2015 гг.: в среднем 30%). Способность области самостоятельно финансировать свои капитальные расходы, скорее всего, остаётся сильной, и регион будет комфортно покрывать приблизительно до 75% капрасходов (в 2010-2015 гг.: в среднем 87%) за счёт текущего баланса и капитальных трансфертов из федерального бюджета. Остальные 25% капитальных расходов будут покрываться за счёт денежных средств и новых заимствований, что приведёт к небольшому росту прямого риска в среднесрочной перспективе.

Fitch прогнозирует, что прямой риск региона останется умеренным в пределах 50% от текущих доходов в 2016-2018 гг. (в 2015 г.: 33,7%). В 2015 г. прямой риск умеренно увеличился и составил 12,2 млрд. руб. против 10,3 млрд. руб. в 2014 г. В качестве положительного момента отмечается, что этот рост в основном приходился на кредиты из федерального бюджета под низкую процентную ставку, и их доля достигла 32% от прямого риска на конец 2015 г. (2014 г.: 25%), в том числе регион привлёк такие кредиты на сумму 2,8 млрд. руб. в 2015 г. для рефинансирования банковских кредитов с наступающими сроками погашения. Это позволило области сэкономить на процентных расходах, что сглаживает процентный риск в условиях волатильных рынков.

Тамбовская область имеет гладкий график погашения долга, и её потребности в рефинансировании равномерно распределены в 2016-2018 гг. В 2016 г. региону предстоит погасить 2,3 млрд. руб., или 18,5 % прямого риска по состоянию на 1 января 2016 г. Этот риск сглаживается за счёт невыбранных кредитных линий на 2,1 млрд. руб., и область планирует привлечь новые кредитные линии позже в 2016 г. Мы не ожидаем, что у области возникнут какие-либо сложности с привлечением нового долга. Однако волатильность процентных ставок на внутреннем рынке может оказывать давление на текущую маржу региона в среднесрочной перспективе.

Кредитоспособность области продолжает сдерживаться слабой институциональной средой для российских субнациональных образований, которая имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых государств в мире. Слабая институциональная среда обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики российских местных и региональных органов власти, на которую влияют частые перераспределения федеральным правительством доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.

Экономика Тамбовской области демонстрирует более высокие темпы роста, чем экономика страны, чему способствуют растущие сельскохозяйственный сектор и обрабатывающая промышленность. ВРП региона, по оценкам администрации Тамбовской области, повысился на 1,1% в 2015 г. к предыдущему году, в то время как в стране, по оценкам Fitch, экономика сократилась на 3,7%. Тем не менее, показатели благосостояния области остаются невысокими, что привело к более низкому налоговому потенциалу, чем у сопоставимых регионов. Трансферты из федерального бюджета составляют существенную долю в бюджете Тамбовской области: в среднем 46% от операционных доходов в год в 2013-2015 гг., что ограничивает гибкость доходов области.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Сохранение дефицита бюджета, который обусловил бы рост прямого риска до уровня свыше 50% от текущих доходов, в сочетании с высоким давлением в плане рефинансирования привело бы к негативному рейтинговому действию.

Повышение рейтингов маловероятно с учётом существующего давления на суверенные РДЭ ("BBB-"/прогноз "Негативный"). В то же время снижение прямого риска примерно до 20% от текущих доходов и операционная маржа выше 15% на устойчивой основе в сочетании с восстановлением российской экономики могут привести к повышению рейтингов.