ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Исландский вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьяллаекулль уже окрестили виновником всех бед. Тысячи людей не могут добраться до места назначения, авиакомпании терпят многомиллионные убытки, простаивает бизнес, а аналитики и вовсе говорят, что всё это мелочи, худшее впереди…

Затишье перед бурей?

Извержение вулкана в Исландии практически завершилось, сообщила накануне британская телекомпания Sky News со ссылкой на представителей британского метеорологического ведомства. "Извержение фактически прекратилось. Ниже отметки в 6 тыс. футов (1,8 км) наблюдается лишь очень малое количество пепла", - заявили представители метеослужбы. Они также сообщили, что следов вулканического пепла не отмечено выше отметки в 35 тыс. футов (10,5 км). Вроде бы и можно порадоваться, но не тут то было…

Вулканолог Нильс Оскарссон из геофизического института Университета Исландии заявил, что исландский вулкан стал "работать" иначе - он начал "строить" шлаковый конус и выбрасывает пепел на меньшую высоту, однако теперь он может спровоцировать извержение соседнего значительно более мощного вулкана.

"Несколько изменился сам процесс извержения. Вулкан протопил себе дорогу в леднике, после чего началось формирование шлакового вулканического конуса в заполненной льдом кальдере", - сказал учёный. "Неопределённое время будет формироваться шлаковый конус, пепел взрывами пара будет выбрасываться на меньшую высоту", - добавил Оскарссон.

По его словам, не исключено, что нынешнее извержение может запустить значительно более мощные вулканические процессы в соседнем вулкане Катла. "Во время последних извержений в 19-м и 17-м веках извержения Катлы начинались после извержения Эйяфьятлайокудль - они были примерно в 100 раз мощнее", - говорит учёный. "Возможные последствия этого? Разрушенные дороги и мосты, прекращение международных рейсов. Это хорошо, я думаю. Люди путешествуют слишком много", - заключил Оскарссон.

Открытие неба

Некоторые аэропорты Европы понемногу начали выпускать и впускать самолёты. Воздушное пространство открыли над Австрией, Норвегией, Швецией и Литвой... Но до полного восстановления воздушного сообщения ещё далеко. В аэропортах Европы по-прежнему непривычно пусто, воздушное пространство над двумя десятками стран закрыто с пятницы, в ряде государств - с четверга.

Из-за извержения вулкана в Исландии пришлось отменить около 63 тыс. рейсов, а власти стран были вынуждены приостановить работу 313 аэропортов. Авиакомпании, несущие многомиллионные убытки, уже начали напрямую требовать от правительств открытия неба. Так, в воскресенье ведущие европейские авиаперевозчики осуществили около 30 тестовых полётов пустых авиалайнеров по основным маршрутам. Все они прошли без происшествий.

В ответ на требования крупнейших авиакомпаний глава Еврокомиссии Баррозу провёл в понедельник экстренную видеоконференцию Совета ЕС на уровне министров транспорта. Министры транспорта стран-участниц ЕС решили открыть воздушное пространство над Европой. Но это будет происходить постепенно, мораторий продолжит действовать в зоне, прилегающей к Исландии.

Между тем занесённая вулканическим пеплом Европа ещё не пережила последствия транспортного коллапса. Для эвакуации людей задействованы все возможные силы и средства. Так, в Россию из стран ЕС не могут вылететь около 12 тыс. пассажиров.

А пока в связи с перебоем воздушного транспорта власти многих стран организуют дополнительные железнодорожные рейсы. Тем не менее, купить билет на ближайший поезд для туристов становится целой проблемой. Небывалый наплыв клиентов испытывают компании, осуществляющие автобусные перевозки и сдающие автомобили напрокат.

В России, кстати говоря, тоже нет железнодорожных билетов в страны Европы на несколько дней вперёд. На некоторые направления, например на Берлин, билеты можно приобрести только на первые числа мая. Такая же ситуация и с билетами в обратном направлении.

Застрявшие в аэропортах люди пытаются самоорганизоваться и добраться до места назначения на попутных машинах. Многие готовы подвезти людей за символическую плату. Местные жители готовы помочь застрявшим туристам. Попутчиков ищут с помощью специально созданных сайтов roadsharing.com и VolcanoHelp.eu, а также в микроблогах Twitter, где появились хэш-теги #ashtag, #ashcloud, #stranded и #stuckineurope, где блогеры помечают последние данные из аэропортов и от авиаперевозчиков, новости с лент информагентств и собственные истории. А по хэш-тегу #getmehome размещаются как просьбы, так и предложения подвезти до железнодорожных вокзалов и даже в другие города и страны.

Что же касается профессиональных таксистов, то они вновь подстроились под конъюнктуру и предлагают желающим специальные маршруты до Европы. В частности, поездка Москва − Берлин у таксистов из Домодедово стоит 60 тыс. руб. за место, пишет ax5.

Вулканический кризис

Последние несколько месяцев метеорологические сводки становятся не менее важным источником информации для участников финансовых рынков, чем непосредственно биржевые данные. Что неудивительно, учитывая те многочисленные природные катаклизмы, что случились на нашей планете только в этом году. Таким образом, природные "сюрпризы" обходятся человечеству крайне дорого.

Прямые потери туристической индустрии и авиаперевозчиков за первые три дня с момента закрытия аэропортов превысили 1 млрд евро. Свыше 60 тыс. рейсов через европейский континент были отменены, компании были вынуждены за свой счёт разместить в отелях сотни тысяч пассажиров, а также обеспечить их питанием. Крупнейший туроператор Европы TUI Travel ежедневно теряет из-за отмены авиарейсов 5-6 млн фунтов стерлингов.

Запрет на полёты в Европе существенно сокращает спрос на авиатопливо, что обязательно приведёт к падению цен на нефть. К потерям готовится и розничная торговля. В некоторых странах Евросоюза начал ощущаться дефицит тех продуктов, которые доставляют самолётами. Особенно сложно приходится Великобритании. 30% её экспорта в денежном выражении идёт по воздуху. К тому же, как утверждают промышленники, в Европе в эти дни практически остановлены высокотехнологичные производства, комплектующие для которых доставляются из Азии, но из-за транспортного коллапса не могут доехать до фабрик.

Но всё вышеперечисленное, сообщают в своём комментарии аналитики "Калита-Финанс", является лишь "вершиной айсберга", теми видимыми убытками, которые поддаются исчислению. Между тем, есть и другие издержки, имеющие куда более долгосрочный характер. Например, не многие знают, что пепел исландского вулкана уже частично попал в верхние слои тропосферы и стратосферу, что может привести к достаточно холодному лету. В частности, попавшие частицы пепла, а также сульфаты, содержащиеся в сернистом газе снижают проницаемость атмосферы для солнечных лучей. В итоге падает температура воздуха. Подобное уже наблюдалось в истории человечества. И не раз.

Например, результатом извержения южноамериканского вулкана Уайнапутина (1601 г.) в России стали сильные холода летом. После чего, пропал урожай, и в одной только Москве в 1601–1603 г. погибло от голода больше 120 тыс. человек. Это привело к Смуте и появлению Лжедмитрия. Другой, более свежий пример. Извержение вулкана Тамбора в 1815 году, после которого Европа оказалась "без лета". Заморозки летом в свою очередь привели к неурожаю и массовой гибели людей на планете.

Эксперты задаются вопросом: к чему теперь могут привести неочевидные, на первый взгляд, последствия извержения вулкана в Исландии?

Первые, кого затронет возможное похолодание – это фермеры. Заморозки, засуха и отсутствие достаточного количества солнечных дней может привести к резкому снижению урожая в этом году. В частности, подобная напасть потенциально способна затронуть как западноевропейские посевные площади, так и сельскохозяйственные земли восточно-европейского региона (включая Украину и Россию). В итоге цены на основные агрокультуры могут существенно подскочить в цене. Аналогичная динамика уже наблюдалась осенью 2009 года, когда на фоне засухи в Латинской Америке (Бразилии и Аргентине) цены на кукурузу и пшеницу за 1,5 месяца взлетели более чем на 30%.

Второе. Резкий скачок цен на агрокультуры приведёт к росту инфляции в развитых странах, что в свою очередь вынудит финансовые власти повысить процентные ставки. Аналитики Калита-Финанс резюмируют, что центральные банки будут вынуждены ужесточать монетарную политику ускоренными темпами и это не сможет не сказаться на посткризисном восстановлении экономики. Такие ведущие отрасли, как машиностроение, строительство крайне нуждаются в дешёвом капитале. Но банкирам придётся дисконтировать в цене заёмного капитала растущую инфляцию. А это может привести к тому, что те "зелёные ростки", которые совсем недавно проклюнулись в мировой экономике, не вырастут в полноценные деревья.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Риск президента

Вулкан накрыл пол-Европы

"Вторая Катынь" сблизила поляков и русских

Вернули за ненадобностью: ребёнка приравняли к товару