ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Самарский металлургический завод получил свидетельство Российского морского регистра судоходства о признании в качестве изготовителя листов из сплава 1565ч для судостроения. Первый катер, построенный с использованием этих материалов на предприятии "Беркут-Марин" в сотрудничестве с "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне 2015 в Санкт-Петербурге. Свойства сплава позволили снизить массу катера на 20% и увеличить его топливную эффективность.

"Судостроение - ещё одна грань использования сплава 1565ч, разработанного научно-техническими специалистами Алкоа Россия и "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", - рассказывает Александр Михайлович Дриц, директор по развитию бизнеса и новых технологий Алкоа Россия. - Сплав уже отлично зарекомендовал себя в сегменте коммерческого транспорта для производства грузовых вагонов и автоцистерн, обеспечивая оптимальное сочетание прочности и пластичности. Теперь мы предлагаем это инновационное решение для сегмента судостроения".

Высокая свариваемость и коррозионная стойкость делают инновационный алюминиевый сплав 1565ч перспективным конструкционным материалом для морского и речного судостроения. Благодаря этим свойствам и оригинальным обводам днища конструкции специалистов Морозова Д.Р. (Беркут-Марин) и Валеева Х.М., катер обладает повышенной прочностью и устойчивостью. Это позволяет ему выдерживать сильные динамические и ударные нагрузки при снижении его массы на 20%, делает катер более мореходным и снижает расход топлива.

"По совокупности всех характеристик сплав 1565ч может оказаться более интересным конструкционным материалом для судостроения, чем традиционные алюминиевые решения. Исследования основных характеристик листов и плит из сплава 1565ч, в том числе усталостно-прочностных характеристик металла сварных соединений и коррозионные исследования показывают перспективность использования сплава в судостроении, - говорит генеральный директор ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей", доктор технических наук Алексей Сергеевич Орыщенко. - Сейчас мы проводим исследования свойств прессованных изделий из 1565ч, включая профили и панели, на соответствие требованиям Морского Регистра. В перспективе это позволит конструкторам использовать сплав 1565ч в сварных конструкциях крупнотоннажных скоростных кораблей и судов".

Недавно Самарский металлургический завод получил свидетельство Российского Морского Регистра Судоходства на изготовление прокатной продукции из 1565ч для судостроения, а следующим шагом станет получение аналогичного разрешения на применение и производство прессованной продукции.

Сплав разработан и запатентован компанией Алкоа Россия совместно с ЦНИИ КМ "Прометей" и ОАО "НИИ Стали". 1565ч относится к свариваемым сплавам системы Al-Mg и является многофункциональным материалом, обеспечивающим оптимальное сочетание прочности, пластичности и специальных характеристик в зависимости от областей его применения. Сплав обеспечивает на 20-30% повышение уровня прочностных свойств по сравнению со сплавами 1550 и 5083, сохраняя пластичность на уровне этих сплавов. Сплав 1565ч рекомендован для производства грузовых вагонов и автоцистерн, перевозящих сыпучие грузы или опасные грузы, для изделий и техники, работающих при криогенных температурах (до -196° С). По сравнению со стандартными сплавами инновационный сплав 1565ч имеет лучшее сочетание механических свойств как при пониженных, так и при повышенных температурах. Он более технологичен при производстве корпусных конструкций, поскольку обладает повышенной пластичностью по сравнению со сплавами 1560 и 1561.