ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан со "Стабильного" на "Негативный". В то же время подтверждены долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте - на уровне "ВВВ+/А-2".

Пересмотр прогноза по рейтингам Казахстана отражает точку зрения Standard & Poor's относительно ухудшения ситуации в монетарной сфере и ослабления соответствующего механизма денежной трансмиссии. Это привело к волатильности денежно-кредитного рынка, дефициту ликвидности в национальной валюте (тенге), в то время как политика в отношении обменного курса ужесточилась. Решение национализировать 11 частных пенсионных фондов в целях создания единого пенсионного фонда, который будет находиться под управлением Национального банка Республики Казахстан (НБК) и инвестиционную стратегию которого ещё только предстоит детализировать, уже сдерживает развитие рынка капитала, о чем свидетельствует меньший объем торгов на внутреннем рынке ценных бумаг. Это ещё больше ограничивает перспективы привлечения долгосрочного финансирования в национальной валюте, а также рост частного сектора в условиях экономики, всё более доминирующую роль в которой играет государство. Пересмотр прогноза также обусловлен мнением агентства о рисках, негативно влияющих на прогноз роста ВВП страны на душу населения, который ранее рассчитывался на основании ожидаемого увеличения добычи нефти. Агентство отмечает неопределённость относительно возобновления добычи на Кашаганском месторождении.

Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан оказывают значительные запасы природных ресурсов, что обусловливает высокие бюджетные профициты, позицию правительства как нетто-кредитора, а также усиление позиций страны как внешнего нетто-кредитора. Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по мнению Standard & Poor's, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов и сохраняющейся неопределенностью в вопросе о будущем преемнике действующего президента. Уровень рейтингов также ограничен вследствие умеренного уровня развития экономики (по оценкам, ВВП на душу населения в 2014 г. составит менее 13 000 долл.), ограниченной гибкости монетарной политики и высокой зависимости экономики от нефтяного сектора.

Standard & Poor's ожидает, что прирост реального ВВП в 2014 г. замедлится до 4,5%, что будет обусловлено главным образом меньшим объёмом нефтедобычи, относительно стабильными ценами на нефть, а также ситуацией в регионе, в том числе замедлением российской экономики. Рост будет поддерживаться запланированным правительством выделением 1 трлн тенге (5,5 млрд долл., или 2,5% ВВП) из нефтяных активов в 2014-2015 гг. Через институты развития эти средства будут направлены на поддержку промышленного сектора и предприятий малого и среднего бизнеса в рамках государственной Стратегии "Казахстан-2050".

Экономика Казахстана подвержена внешним стрессовым ситуациям, и заметен лишь небольшой прогресс в достижении устойчивого роста ненефтяных отраслей. Принимая во внимание зависимость экономики Казахстана от сырьевых товаров, особенно нефти и газа, Standard & Poor's ожидает, что более существенный вклад в экономический рост обеспечит Кашаганское месторождение, когда добыча нефти на нем будет возобновлена. На первом этапе эксплуатации это месторождение должно обеспечить увеличение объёма нефтедобычи в стране на 20%. Вместе с тем существует высокая неопределённость относительно того, когда будет возобновлена добыча на этом месторождении, так как должна быть заменена вся нефтепроводная система.

Агентство не ожидает значительных объёмов нефтедобычи до 2017 г. В результате, Standard & Poor's не прогнозирует того, что показатель ВВП Казахстана на душу населения превысит показатели стран с аналогичным уровнем доходов, как это произошло в прошлое десятилетие главным образом на фоне улучшения условий торговли.

С точки зрения агентства, эффективность монетарной политики и доверие к осуществляющему её финансовому руководству ослабели. Standard & Poor's считает, что 19%-ная девальвация тенге, проведенная НБК в феврале 2014 г., не была соответствующим образом разъяснена рынку. Более того, жесткое управление обменным курсом без чёткой коммуникации решений в отношении валютного курса и процентных ставок ослабляет механизм денежной трансмиссии и не позволяет решить проблему дефицита ликвидности и в целом недостаточного долгосрочного финансирования в национальной валюте.

Прогноз "Негативный" отражает точку зрения агентства относительно того, что с вероятностью один к трём рейтинги Казахстана будут понижены в течение двух лет, если Standard & Poor's не отметит существенного улучшения перспектив роста показателя ВВП на душу населения. Темпы роста могут быть ниже ожидаемых ранее, например, как в связи с продолжительными задержками в возобновлении добычи на Кашаганском месторождении, так и отсутствием реформ структурного характера, необходимых для поддержания долгосрочного и устойчивого роста.

Рейтинги могут быть понижены и в случае, если ограничения эффективности монетарной политики, отчасти обусловленные национализацией пенсионных фондов, а также жесткая политика в отношении обменного курса приведут к необходимости значительных интервенций НБК на валютном рынке в результате снижения доверия к финансовой системе.

Standard & Poor's может пересмотреть прогноз на "Стабильный", если увидим позитивные изменения в функционировании рынков капитала и ситуации с ликвидностью. Кроме того, позитивное влияние на рейтинги могут оказать проведение структурных реформ, а также усиление мер по диверсификации экономики.