ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Несмотря на заметное снижение средних показателей закупочной деятельности компаний, в 2015 году объём рынка ЭТП продемонстрировал номинальный рост (около 10%), говорится в исследовании "Электронные торговые площадки в России: кто есть кто?", подготовленном рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). Более того, кризис ускорил расширение клиентской базы, а также рост проникновения услуг электронных площадок в сегменте B2B.

Согласно исследованию, в 2015 году электронный рынок B2B продолжил рост. По данным операторов ЭТП, в 2015 году объём рынка вырос примерно на 10% за счёт роста объёма регулируемых корпоративных закупок. Ключевым фактором роста рынка аналитики рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) называют увеличение клиентской базы заказчиков электронных площадок, а также увеличение доли закупок, проводимых компаниями в электронной форме. "Доля крупнейших корпоративных заказчиков, внедривших закупки в электронной форме, выросла в 2015 году на 9 п. п. и достигла 77,4%. При этом большинство таких компаний проводят в электронной форме более 50% своих закупок", - отмечает Дмитрий Миндич, ведущий аналитик департамента аналитики и консалтинга RAEX (Эксперт РА).

Согласно исследованию, рынок услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков близок к насыщению. Менее 40% компаний из топ-200 рейтинга крупнейшего бизнеса RAEX-600 не использовали закупки в электронной форме по состоянию на начало декабря 2015 года. Подавляющее большинство таких заказчиков - частные компании нересурсоемких отраслей (оптовая и розничная торговля, банкинг, страхование, ИТ, интернет), которые являются наиболее "трудными" клиентами для операторов ЭТП.

Аналитики RAEX (Эксперт РА) отмечают, что спад инвестиционной и деловой активности, вызванный кризисом, практически не повлиял на предложение и уровень конкуренции поставщиков на электронном рынке B2B, но предстоящий отбор операторов ЭТП для проведения торгов по 223-ФЗ может привести к уходу с рынка услуг ЭТП ряда заметных игроков. Закупки субъектов 223-ФЗ, согласно данным анкетирования операторов ЭТП, в среднем составляют порядка 61% оборота торгов, проводимых на крупнейших независимых площадках. Подавляющее большинство крупных независимых операторов, за единичными исключениями, лишатся 2/3 и более оборота проводимых на их ЭТП торгов в случае непрохождения отбора.