ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Группа "Связной", крупнейший независимый мультиканальный ритейлер в России, анализирует рынок широкополосного доступа в Интернет в 1 квартале 2014 года. 

Согласно данным исследований, за год российская Интернет-аудитория увеличилась более чем на 5 млн пользователей, прирост составил менее 9%. Услуги ШПД - широкополосного доступа в Интернет - являются одним из самых популярных способов доступа в сеть наряду с мобильными устройствами. 

Специалисты "Связного" исследовали российский рынок широкополосного доступа в Интернет в 1 квартале 2014 года, рассмотрев потребительские предпочтения и основные тренды в предложениях операторов. "Связной" занимается продажей ШПД услуг различных провайдеров как в онлайн-канале, так и в 3 200 магазинах по всей России.

С точки зрения предпочтений потребителей можно прежде всего отметить рост популярности пакетных подключений провайдеров и, соответственно, увеличение доли продаж таких предложений в общем объеме. Например, В 1 квартале 2012 года около 70% продаж в России составляли собственно услуги широкополосного доступа в Интернет. 26% приходилось на пакеты услуг, а цифровое ТВ составляло всего 4%. По итогам 1 квартала 2014 года пакетные предложения составляют уже 41%, а доля такой услуги как телевидение в чистом виде снизилась до 2,5%. Это говорит о том, что потребители готовы делать выбор в пользу комплексных предложений операторов.

На рост популярности широкополосного доступа в Интернет в целом, а также пакетных предложений повлияло 2 основных фактора - существенное увеличение заявленной провайдерами скорости и значительное снижение стоимости передачи 1 мегабита.

По данным сервиса dom.svyaznoy.ru в 1 квартале прошлого года средняя скорость, которую предлагали операторы, составляла около 31 мбит/с. К концу 1 квартала 2014 этот показатель вырос на 45% до 45 мбит/с. Если сравнить первые три месяца 2014 и аналогичный период 2012 года, то динамика еще более впечатляющая: более 300%. В 2012 году средняя заявленная провайдерами скорость доступа в интернет равнялась 11 мбит/с.

Если рассматривать ситуацию по регионам, то по итогам первых 3 месяцев 2014 наибольшая заявленная скорость Интернет-соединения среди всех федеральных округов была зафиксирована на Урале и составила 60 мбит/с против 34 мбит/с годом ранее. Наименьшая - всего около 7 мбит/с - отмечена в регионах Дальнего Востока. В прочих федеральных округах скорость колеблется от 22 до 50 мбит/с в зависимости от региона. Темпы роста в каждом регионе также различаются. Наиболее высокая динамика зафиксирована в Северо-Западном федеральном округе - здесь заявленная скорость доступа в Интернет выросла почти в 2,5 раза по сравнению с тремя месяцами прошлого года: с 9 до 22 мбит/с.

Вместе с ростом скорости снижается средняя заявленная стоимость единицы скорости доступа в Интернет (рассчитывается как деление средней стоимости ежемесячной абонентской платы на среднюю скорость соединения в Мбит\с). Например, если по итогам первых трёх месяцев 2013 года абонент в среднем платил за 1 Мбит 30 руб., то в 1 квартале 2014 года стоимость уменьшилась на 30%, до 21 руб. Если сравнить текущий показатель с цифрой 2012 года, то можно увидеть, что за 2 года стоимость 1 мегабита в России в целом снизилась более чем в 4 раза. 2 года назад цена доступа со скоростью в 1 мегабит равнялась 94 руб. Наименьшая стоимость за доступ в интернет со скоростью в 1 мегабит по итогам первых трёх месяцев зафиксирована в Уральском федеральном округе - 11 руб., наибольшая - на Дальнем Востоке - 123 руб. за мегабит.

Снижению цены способствовало появление большого количества пакетных предложений формата вида Double и Triple Play, в рамках которых потребителю, помимо доступа в Интернет, предоставляются дополнительные услуги, например, кабельное ТВ и стационарный телефон.

В дальнейшем на рынке широкополосного доступа в интернет будут действовать несколько трендов. Помимо очевидных (снижение стоимости и увеличение скорости) будет далее расти доля пакетных предложений, включающих в себя не только услуги доступа в интернет, но и, например, цифрового ТВ и стационарной связи. Основным драйвером роста рынка ШПД станет выход операторов в небольшие города, а также постепенное развитие технологии LTE, которая со временем сможет конкурировать по скорости и цене с предложениями операторов проводного доступа.