ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг эмитента столицы Российской Федерации города Москвы на уровне "ВВВ". Прогноз изменения рейтинга - "Негативный". Одновременно подтверждён рейтинг Москвы по национальной шкале на уровне "ruAAA".

Долгосрочный рейтинг Москвы отражает долгосрочный кредитный рейтинг Российской Федерации (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Негативный/А-2; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Негативный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA) по обязательствам в иностранной валюте ("ВВВ") и ограничен его уровнем.

Долгосрочный кредитный рейтинг Москвы также отражает положение российской столицы как экономического, административного и финансового центра России с уровнем благосостояния выше среднего в международном контексте. Позитивное влияние на рейтинг Москвы оказывают низкий уровень долга, показатели ликвидности, которые мы оцениваем как "очень позитивные", и лишь небольшой объём условных обязательств. По мнению агентства, умеренная гибкость доходов и расходов бюджета и финансовые показатели, которые, будут постепенно снижаться в ближайшие годы, являются нейтральными факторами с точки зрения кредитоспособности города.

Негативное влияние на уровень рейтингов города оказывают "развивающаяся и несбалансированная" российская система межбюджетных отношений, в рамках которой распределение доходных и расходных полномочий в значительной степени зависит от решений федерального правительства, а также "негативное", мнению Standard & Poor's, качество управления финансами, обусловленное невысоким уровнем долгосрочного планирования и ограниченной предсказуемостью бюджетной политики.

Standard & Poor's оценивает индикативный уровень кредитоспособности Москвы (indicative credit level - ICL) на уровне "bbb+". Индикативный уровень кредитоспособности не является рейтингом; это  способ оценки кредитоспособности РМОВ, основанный на допущении об отсутствии ограничения со стороны суверенного рейтинга. ICL представляет собой результат нашей оценки индивидуального кредитного профиля РМОВ и влияния системы межбюджетных отношений, в рамках которой действует РМОВ.

Столица обеспечивает около 17% ВВП страны, в Московском регионе проживает более 13% населения России, в границах самого города - 8,4%. Уровень благосостояния Москвы достаточно высок по сравнению с аналогичными РМОВ других стран и более чем в два раза превышает среднероссийские показатели. По мнению агентства, экономика Москвы относительно хорошо диверсифицирована, на долю сектора услуг приходится около 80% ВРП. Однако налоговая база города по-прежнему зависит от нескольких крупных нефтегазовых компаний, обеспечивших около 19% поступлений по налогу на прибыль организаций в 2013 г.

В рамках российской системы межбюджетных отношений значительная часть доходов бюджета Москвы подвержена влиянию изменений российского налогового законодательства. Standard & Poor's ожидает, что в ближайшие три года объём поступлений по налогу на прибыль организаций, уплачиваемого крупнейшими налогоплательщиками, будет продолжать сокращаться вследствие влияния перераспределения поступлений по налогу на прибыль в другие регионы. Снижение объёма поступлений, а также замедление темпов роста ВВП Российской Федерации, которое агентство прогнозирует в 2014-2016 гг., может обусловить лишь незначительный рост доходов в ближайшие три года.

В соответствии с базовым сценарием агентство ожидает постепенного ухудшения показателей исполнения бюджета, которые, однако, в среднем останутся умеренно высокими. Standard & Poor's считает, что Правительство Москвы будет проводить взвешенную финансовую политику, чтобы компенсировать низкие темпы роста доходов, и ограничит рост расходов, как это было в 2013 г., когда операционные расходы были сокращены почти на 5% (по отношению к 2012 г.). Агентство также полагает, что более высокая гибкость капитальных расходов в сравнении с большинством российских РМОВ позволит Москве сдерживать уровень дефицита бюджета и объём долговых обязательств в ближайшие три года.

В связи с этим Агентство ожидает, что отношение текущего профицита к текущим доходам бюджета будет постепенно снижаться до уровня около 14% в 2016 г. по сравнению с очень высоким показателем (19%) в 2013 г. Как следствие, в 2015-2016 гг. дефицит с учётом капитальных расходов будет постепенно увеличиваться – в среднем до 5% совокупных доходов бюджета (в сравнении с небольшим профицитом в 2011-2013 гг.).

Прогноз "Негативный" отражает прогноз по рейтингам Российской Федерации, поскольку уровень долгосрочного рейтинга Москвы ограничен суверенным долгосрочным рейтингом по обязательствам в иностранной валюте. Агентство может пересмотреть прогноз по рейтингам на "Стабильный" в случае аналогичного действия в отношении суверенных рейтингов.

Standard & Poor's может понизить рейтинг Москвы в случае снижения суверенных рейтингов. Вместе с тем, даже если суверенный рейтинг останется на текущем уровне, агентство могло бы понизить рейтинг Москвы в случае значительного и продолжительного сокращения объёма налоговых доходов города (что мы считаем маловероятным).