ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Эксперты, отвечающие за разработку Стратегии-2020, опубликовали концепцию новой государственной программы, которая посвящена развитию транспортной системы на ближайшие десять лет. За это время планируется примерно на треть увеличить транспортную подвижность населения, на пятую часть снизить число происшествий на транспорте и увеличить  экспорт транспортных услуг более чем на половину. Расходы на достижение этих показателей к 2020 году составят 13,6 триллионов рублей.

При этом никаких конкретных механизмов, за счёт которых транспортная система России будет усовершенствована, в документе не описано.  Разработчики госпрограммы лишь отмечают, что она должна объединить действующие в настоящий момент федеральные целевые программы. Речь идёт о ФЦП "Развитие транспортной системы с 2010 по 2019 годы" и "Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ с 2009 по 2018 годы". Также к госпрограмме "Развитие транспортной системы" должна быть присоединена комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

Сопредседатель экспертной группы Статегии-2020 Михаил Блинкин рассказал, что концепцию госпрограммы разработали на основе предложений Минтранса. В настоящее время она проходит согласование с Минфином и Минэкономразвития.

Из более чем 13,6 триллионов рублей, которые планируется потратить на развитие транспортной отрасли России, большую часть составляют средства федерального бюджета - около 7 триллионов. Оставшуюся часть должны вложить частные инвесторы. Эксперты, в частности, надеются на развитие системы платных дорог. Регионы потратятся на транспортное развитие меньше всех. Их доля составит 135 млрд руб.. Основными же исполнителями расходной части госпрограммы будут Федеральное дорожное агентство - 4,7 триллиона руб., Федеральное агентство железнодорожного транспорта - 764 млрд руб. и Минтранс - 522 млрд руб.

Эффективность новой госпрограммы предлагается оценивать по четырём показателям. Первый -транспортоёмкость ВВП (доли транспортных затрат в производстве). В настоящее время в конечной стоимости продукции они достигают 15-20% вместо 78 в развитых странах. По замыслу разработчиков госпрограммы, к 2020 году должно произойти снижение транспортоёмкости на 1% к уровню 2010 года.

Следующий показатель - транспортная подвижность населения. Как известно, россиян нельзя причислить к мобильным жителям планеты. Это объясняется плохим, а местами просто ужасным качеством автомобильных дорог, практически полным отсутствием скоростного железнодорожного сообщения, а также высокой стоимостью билетов на ж/д и авиа перевозки внутри страны. Разработчики программы надеются, что за время её действия транспортная подвижность возрастёт примерно на треть.

Третий показатель - экспорт транспортных услуг вырастет на 53,9% к уровню 2010 года (до 23,4 млрд). Последний показатель -  число происшествий на транспорте. Оно, наоборот, должно сократиться на 20,1%.

В настоящее время транспортная система России находится в довольно плачевном состоянии. Износ фондов на транспорте достигает 66%. К примеру, средний срок службы магистральных пассажирских самолётов составляет 17 лет, а в региональной авиации он почти в два раза больше. В начале 2011 года только 38,6% федеральных автодорог соответствовало нормативным требованиям. Уже сейчас транспортная система не справляется с уровнем нагрузок, а в последующие годы он будет только расти. По данным Минтранса, доля протяжённости автомобильных дорог федерального значения, которые работают в режиме перегрузки, составляет 29,1% общей протяжённости, а в пределах Московского транспортного узла показатель в два раза выше - свыше 60%.

За время действия госпрограммы доля автомобильных дорог, которые соответствуют нормативам, должна достичь 62,7%. За это время планируется построить около 3 тыс. километров новых железных дорог.

Что касается безопасности на транспорте, то уже через два года доля защищённых от террористической угрозы транспортных объектов должна вырасти с нынешних с 41,4% до 76,7%. На это планируется потратить свыше 46 млрд руб.

Обсуждение госпрограммы "Развитие транспортной системы" намечено на 22 июля. Однако, пока в стратегии не появятся конкретные действия, благодаря которым удастся достигнуть всех вышеуказанных показателей, документ остаётся не более чем концепцией на бумаге. Эксперты же, не связанные с разработкой госпрограммы, опасаются, что основное бремя по строительству новых дорог ляжет на плечи автомобилистов.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Детский отдых с... госпитализацией

Крушение "Булгарии": жадность, приведшая к трагедии

Кто ответит за гибель "Булгарии"?

Гибель "Булгарии" на Волге