ОРЕАНДА-НОВОСТИ 15 июля 2017 года исполняется 80 лет Каналу имени Москвы. Уникальное гидротехническое сооружение, соединив глубоководным путём Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей, удовлетворило на длительную перспективу потребности крупнейшей в стране московской агломерации в водоснабжении и водном транспорте. Факт истории - на строительстве канала, как и на большинстве крупных строек той эпохи, работали сотни тысяч заключённых. Сегодня Канал имени Москвы – это 12 субъектов РФ (Москва, Подмосковье, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская и Ивановская области), 3842 км внутренних водных путей, в том числе 88 км по городу Москве и 484 км – по Московской области.

Канал имени Москвы - уникальное инженерно-техническое сооружение по проектным решениям, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Трудные условия рельефа и расположенная между Москвой и Волгой возвышенность не позволяли сделать канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают её на высоту 38 м.

Инфраструктуру канала формируют 5 насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт (перекачивают 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн Киловатт-часов энергии), 20 шлюзов, а также 27 плотин, 37 каналов и 56 причалов – всего около 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла.

В годы войны канал, носивший тогда имя «Москва-Волга», сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков, помимо обеспечения водоснабжения и производства электроэнергии, став мощным оборонным рубежом и, в ряде случаев, даже «гидротехническим оружием». Когда в конце ноября 1941 года немецкие части, наступая от Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать по льду Иваньковское водохранилище, работники Иваньковской ГЭС через интенсивный сброс воды понизили уровень воды в водохранилище на 2 м. Лёд стал проседать в пустоты и ломаться, а войска и техника противника вынуждены были повернуть назад.

К 1 декабря 1941 года по приказу командующего Западным фронтом Г.К.Жукова был осуществлён сброс воды из канала в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений, что позволило поставить водный барьер в пойме рек Сестра и Яхрома на пути немецких войск, наступавших на участке Клин - Рогачёво - Дмитров. В память о вкладе канала, его работников и защитников в обеспечение первой победы Красной Армии под Москвой на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружён монумент воинской славы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является в центральном регионе важнейшей магистралью водного транспорта, соединяющей Москву и Московскую область с крупными экономическими районами Европейской части России. Ежегодно по водным путям Канала имени Москвы проходит более 100 тыс. судов и совершается свыше 50 тыс. шлюзований. Помимо грузов и туристов, по Каналу имени Москвы в столицу попадает незаменимый и быстро растущий в цене ресурс – вода. Обводнение Москвы-реки, то есть наполнение её водой из других рек, – стратегическая функция уникального инфраструктурного объекта. Фактически Москва-река сегодня на 80% состоит из волжской воды, которая поступает через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская. Столица ежесекундно принимает через канал 35 куб. м, или около 1,5 млрд «кубов» в год. Если бы не создание канала, Москва ещё в середине ХХ века столкнулась бы с масштабной экологической, техногенной и социальной катастрофой.

Поэтому одним из важнейших направлений деятельности ФГБУ «Канал имени Москвы» является водоснабжение и связанное с ним санитарное обводнение рек столичного региона (Москвы, Яузы, Клязьмы и Учи) в целях улучшения их санитарного состояния и сохранения экосистемы. В 2016 году было перекачано около 1,6 млрд куб. м воды. Из этого объёма 55% использовалось для обводнения реки Москвы и её притоков.

«Сегодня ФГБУ «Канала имени Москвы» при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта занимается комплексной модернизацией и перевооружением гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры. Это позволит раскрыть и увеличить имеющийся потенциал Канала», – отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Со знаменательной датой поздравил руководство и коллектив предприятия заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.

«Волжская вода, пришедшая в столицу по рукотворной водной артерии, дала не только фактически вторую жизнь Москве, но и объединила большим общим делом профессионалов высочайшего класса, - отмечается в поздравлении.