ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Группа компаний "Совкомфлот" и компания Shell Western LNG B. V. (Shell) подписали соглашение о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для серии первых в мире танкеров типоразмера "Афрамакс", которые будут работать на газомоторном топливе. Сергей Франк, Генеральный директор и Председатель Правления ПАО "Совкомфлот", и Маартен Ветселаар, директор по комплексным газовым проектам и новым источникам энергии концерна Shell, объявили о заключении соглашения в преддверии международного форума Gastech 2017.

В соответствии с подписанным соглашением компания Shell будет обеспечивать газомоторным топливом новое поколение танкеров типоразмера "Афрамакс", которые начнут пополнять флот группы "Совкомфлот" с июня 2018 года. Эти суда станут первыми в мире танкерами подобного типоразмера, специально спроектированными для работы на газомоторном топливе (СПГ) и будут заняты в транспортировке нефти и нефтепродуктов - прежде всего, на Балтике и в Северной Европе. Поставка СПГ-топлива на танкеры будет производиться у терминала GATE (Gas Access to Europe) в Роттердаме со специализированного бункерного судна, а также на других пунктах заправки судов в акватории Балтийского моря. Дедвейт каждого из новых танкеров составит 114 тыс. тонн, они будут иметь ледовый класс 1А, что позволит им в режиме круглогодичной навигации безопасно осуществлять экспортные перевозки из районов с ледовыми условиями, включая субарктические моря.

"История взаимовыгодного и успешного сотрудничества группы компаний "Совкомфлот" и концерна Royal Dutch Shell насчитываете не один десяток лет. Наши компании систематически проводят огромную работу по поиску наиболее эффективных, качественных и безопасных технических решений в области морской транспортировки энергоносителей. Сегодня мы подписали соглашение, которое, по сути, инициирует процесс перевода танкеров типоразмера "Афрамакс", своеобразной "рабочей лошадки" рынка морской транспортировки жидких углеводородов, на использование газомоторного топлива. "Совкомфлот" и Shell стремятся сделать морское судоходство всё более безопасным для окружающей среды и стать лидерами этой трансформации", - сказал Сергей Франк.

"Это событие - важный шаг в повышении роли природного газа в глобальной энергетической структуре. Мы рады работать совместно с ПАО "Совкомфлот" над заправкой первых в мире танкеров "Афрамакс" на природном газе. Преимущества СПГ будут использоваться в ещё одном направлении судоходства, что говорит о том, что СПГ будет играть ключевую роль в этой отрасли, перед которой стоит задача удовлетворять новым нормативным требованиям в отношении атмосферных выбросов", - сказал Маартен Ветселаар.

Подписание знакового для отрасли бункерного соглашения позволило реализовать Соглашение о намерениях, заключённое между группой "Совкомфлот" и концерном Shell в сентябре 2015 года, целью которого являлся поиск эффективных решений по переводу крупнотоннажных танкеров на использование газомоторного топлива.

Использование газомоторного топлива при эксплуатации танкеров значительно повышает экологическую безопасность судов и отвечает ожиданиям, как судовладельцев, так и фрахтователей, которые стремятся сделать транспортировку грузов всё более безопасной для окружающей среды. Двигатель на СПГ выделяет в атмосферу на 90% меньше оксидов серы (SOx), на 80% меньше оксидов азота (NOx) и на 15% меньше углекислого газа (CO2), чем двигатель на стандартном тяжёлом топливе. Помимо этого, для нового поколения "Афрамаксов" были выбраны двухтопливные двигатели низкого давления X-DF, которые обеспечат минимальный выброс низкодисперсных частиц. В судовых энергетических установках будет также использована технология выборочного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction, SCR), которая позволяет регулировать объём выбросов оксидов азота для соответствия новых танкеров категории Tier III, установленной Приложением VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ).

Выбранные компанией "Совкомфлот" инновационные технические решения позволяют её флоту не просто соответствовать международным нормам выбросов, но и превосходить их. Тем самым, рынку задаётся новый стандарт безопасности и качества судоходства, что особенно важно для экологически уязвимых регионов мирового океана.

Концептуальный проект новых танкеров был разработан техническими специалистами "Совкомфлота" при активном участии ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС), которое совместно с технологическим партнёром судостроительного комплекса "Звезда" - компанией Hyundai Heavy Industries (Республика Корея) - намерено локализовать строительство этих крупнотоннажных судов нового поколения в России и начать их производство в Большом Камне (Приморский край) уже в 2020 году.