ОРЕАНДА-НОВОСТИ Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в закон "Об обороне", предложенные президентом Дмитрием Медведевым. Они существенно расширяют географию и возможности оперативного использования Вооружённых сил РФ за рубежом. По мнению экспертов, новый закон фактически разрешает Москве применять военную силу по всему миру.

Действующий на данный момент закон "Об обороне" предполагает использовать армию за пределами России лишь в трёх случаях: для отражения агрессии, для защиты целостности и неприкосновенности территории РФ и для международных миротворческих операций, сообщают newsru.

Теперь же в задачи войск будут входить отражение нападений на контингенты РФ или других стран, дислоцированных за рубежом, отражение или предотвращение агрессии против другого государства, защита граждан России за границей, борьба с морским пиратством.

Согласно законопроекту, решения об оперативном использовании ВС принимаются президентом России на основании соответствующего постановления Совета Федерации. Таким образом, в лице верхней палаты российского парламента будет представлен необходимый правовой механизм сдержек и противовесов - для объективного контроля над решениями президента со стороны законодательной ветви власти.

21 октября законопроект был принят Госдумой во втором чтении. Как сообщал, представляя законопроект депутатам, глава думского комитета по обороне Виктор Заварзин, ко второму чтению при доработке документа было подано семь поправок. Впрочем, они носили либо уточняющий характер, либо сугубо лингвистический характер. Депутаты без обсуждения единогласно проголосовали тогда за принятие законопроекта.

По словам Заварзина, данный законопроект назрел уже давно и его актуальность не вызывает сомнений. "Известные события последнего времени высветили правовой пробел. Принятие закона будет способствовать укреплению безопасности нашего государства и наших граждан", - сказал он журналистам.

"Известные события" - это прошлогодний вооружённый конфликт в Южной Осетии, в развязывании которого Россия обвиняет Грузию. Президент Медведев, предлагая поправки к закону, не скрывал, что их необходимость была вызвана именно этими событиями.

Наблюдатели также склонны связывать инициативу со сложными российско-украинскими отношениями, особенно по вопросу Черноморского флота РФ.

В новую широкую трактовку законопроекта вполне укладываются такие спорные случаи применения силы как, к примеру, летом 2006 года, когда президент поручил силовикам "найти и уничтожить" террористов, захвативших и затем убивших в Ираке четырёх сотрудников российского посольства.

Если бы законопроект вступил в силу осенью того же года, законным вводом войск в Грузию могло бы окончиться задержание четырёх офицеров ГРУ, которых грузинские власти подозревали "в подрывной деятельности". А тогдашний министр обороны Сергей Иванов, заявивший, что в случае попытки захвата украинской стороной объектов Черноморского флота охраняющие их российские военнослужащие могут применять оружие, имел бы возможность немедленно перейти от слов к делу.