ОРЕАНДА-НОВОСТИ. После серии лётных экспериментов, которые провела ранее техническая комиссия по расследованию авиакатастрофы Як-42 в ярославском аэропорту Туношна, специалисты пришли к выводу, что самолёт погубили возникшее торможение при разгоне и неправильные действия пилотов, пытавшихся подняться в воздух.

Как сообщает Росбалт, эксперты убеждены, что роковое притормаживание сделал один из пилотов. В этой ситуации командир экипажа должен был прервать взлёт, начав экстренное торможение.

Между тем противников версии об ошибках пилотов должен убедить последний лётный эксперимент, который пройдёт в ближайший вторник.

Как заявил один из участников расследования, причиной трагедии, унёсшей жизни 45 человек, стали допущенные командиром экипажа Андреем Соломенцевым и вторым пилотом Игорем Жевеловым ошибки.

"Они прошли три разгонные дистанции, пробежав по земле почти 3 км вместо обычных для Як-42Д 900 м,- сообщил собеседник СМИ.- Примерно втрое было превышено и расчётное время разбега, составляющее обычно 25-30 сек. За полторы минуты экипаж не распознал действовавшей на самолёт тормозящей силы, упорно продолжая начатый разгон, вместо того чтобы прервать взлёт".

Испытатели также отмечают, что оказавшись в воздухе, экипаж самолёта совершил ещё одну трагическую ошибку. Проскочив посадочную полосу и с трудом оторвавшись от поверхности, пилоты, по словам экспертов, стали инстинктивно тянуть штурвал на себя, чтобы задрать выше нос машины. Однако самолёт потерял скорость и свалился в плоский штопор.

По словам лётчиков, в такой ситуации  штурвал нужно было наоборот "отдавать", чтобы поставить машину в почти горизонтальный полёт и дать ей возможность набрать скорость.

Между тем не все согласны с версией о тормозившем пилоте. Так, например, в интервью "Русской службе новостей" бывший пилот Як-42 Алексей Островский заявил, что, по его мнению, никто из пилотов не притормаживал при взлёте, как решила техническая комиссия.

"Это неправда. Люди, которые садятся управлять самолётом, им говорят, что с первого раза нажимать на кончики педалей не надо, потому что это вызовет торможение. Никто не тормозил. Просто не был поставлен режим, который нужен. По слухам, они бежали 16 секунд на режиме 71, потом поставили номинальный режим. После номинального полоса стала заканчиваться, а потом дали малый газ на все 3 двигателя. Затем опять взлётный режим. А почему? Потому что взаимодействия не было в экипаже. Вот это и есть человеческий фактор", - сказал он.

Он также предположил, что пилоты поменялись местами, потому что второй пилот был "лётным директором компании и имел огромное влияние".

"Он вполне мог сказать командиру, что хочет лететь слева. А командир ничего не мог ему сказать, потому что он его начальник", - считает Островский.

При этом он отметил что после того, как командир и второй пилот поменяли местами,  у них "всё пошло наперекосяк".

"Второй пилот, когда садится на левое кресло, у него по-другому всё работает. Он берётся за штурвал, и теперь, если ему надо стабилизатор переложить, он делает это не правой рукой, а левой. Он мог разбегаться, стабилизатор перекладывать правой рукой, а там, на штурвале, такая пустышка, она ползунок перекладывает, но стабилизатор не будет перекладываться. Он даже не задействован там. Второй пилот, в силу своих инстинктов, так как он сидит справа, делает это правой рукой. Когда он сел слева, он мог тоже самое правой рукой нажимать и в пустую гонять этот ползунок. Стабилизатор всё равно не переложится. Делать это нужно левой рукой. Он мог этого даже не знать, потому что у него не было таких навыков для полётов с левого кресла", - подытожил Островский.

Катастрофа самолета Як-42 произошла 7 сентября 2011 года недалеко от ярославского аэропорта "Туношна". Воздушное судно следовало по маршруту "Ярославль - Минск". На борту были 45 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды "Локомотив" и обслуживающего персонала клуба, а также 8 членов экипажа. Спасти удалось двоих - игрока "Локомотива" Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова. Однако позднее  Александр Галимов скончался в ожоговом центре Московского института имени Вишневского.

По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ — "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".