ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Канадские инженеры в области аэродинамики реализовали мечту, остававшуюся недостижимой для человечества сотни лет. Со времён Леонардо да Винчи в попытках создать аппарат тяжелее воздуха, имитирующий машущий полёт птиц, сломано немало крыльев. Конструкции оказывались тяжёлыми, а двигатели недостаточно мощными.

Принципы машущего полёта известны давно: птице или махолёту надо вовремя менять угол атаки крыла так, чтобы при его опускании он был больше, а при взмахе – меньше. Инженеры из Института прикладной аэродинамики Университета Торонто решили убить сразу двух зайцев – создать рабочий махолёт и заставить его лететь только за счёт мускульной силы человека. К слову сказать, последнее достижение не стало революционным – в последние десятилетия возможность человека совершать устойчивый полёт силой мышц была неоднократно доказана. Лёгкие педальные самолёты, снабжённые пропеллером, даже перелетали Ла-Манш, пишет Infox.ru.

На создание первого летающего махолёта у инженеров ушло несколько лет. Его конструирование стало хобби для конструкторов, изучающих изгибные и крутильные колебания крыла самолётов – так называемый флаттер. Оказалось, что эффект, способный привести к разрушению самолётов, может заставить аппарат лететь. К лету 2010 года из полиэтилена и лёгких композитных материалов удалось собрать планёр размахом крыльев 32 метра (как у лайнера Boeing-737). Особый каркас позволил сделать крылья лёгкими и легко гнущимися. Вес аппарата, которому дали название Snowbird, составил всего 40 кг - почти в два раза легче пилота.

Пилот должен управлять машиной, сидя в полупрозрачной полиэтиленовой гондоле, снабжённой педалями. Педали через систему тросов и шкивов приводят в движение крылья примерно на середине их длины. При нажатии на педаль крылья изгибаются вниз, а при отпускании подъёмная сила сама возвращает их в исходное положение. Взлететь сам махолёт не может. Чтобы поднять аппарат в воздух, его затягивают на небольшую высоту автомобилем или лебёдкой, как в планёрном спорте. После этого пилот может продолжать самостоятельный полёт. Для поддержания высоты от пилота требуется в нужный момент давить на педали.

Первый полёт махолёт совершил 2 августа по территории планёрного клуба в районе Великих озер. За педалями сидел лётчик-испытатель Тодд Рейчерт. На эксперименте присутствовали представители Международной федерации аэронавтики, зафиксировавшие рекордное достижение. При помощи автомобиля и троса планёр подняли в воздух, после чего отцепили, и пилот начал самостоятельный полёт. В воздухе он продержался 19,3 секунды, пролетев 145 метров со средней скоростью 7,5 м/с. "Snowbird представляет собой реализацию давней мечты человечества. На протяжение десятилетий бесчисленное количество мужчин и женщин мечтали подняться в небо, как птица силой собственных мышц… Таких попыток были сотни",  - пояснил Рейчерт после полёта.

Кому-то обещают звёзды с неба, а кому-то дарят космические спутники. К 300-летнему юбилею Михаила Ломоносова  Московский государственный университет (МГУ), который носит имя учёного, планирует запустить космический аппарат для изучения энергетических процессов во Вселенной.

"Спутник "Михайло Ломоносов" - новый этап нашего  космического проекта, аналогов которому нет ни у одного университета мира, - заявил ректор МГУ Виктор Садовничий в интервью "Голосу России". - Мы запускаем собственные спутники, и к дню рождения Ломоносова мы запустим спутник "Ломоносов", который будет изучать космос. Это очень амбициозная программа. Мы открыли новые явления в космосе на предыдущих наших спутниках, и эта программа не имеет аналогов в университетской науке и даже в мире".

5 лет назад в небо полетела "Татьяна-1" - изучать радиацию в космическом пространстве, космические лучи и ультрафиолетовые свечения. Данные, полученные с этого спутника, выложены на веб-сайте МГУ и доступны всему университетскому сообществу. "Татьяна-1" досрочно прекратила работу в марте 2007 года - возможно, виной тому стал космический мусор. Второй спутник университета - "Татьяна-2" - был запущен год назад. Он был предназначен для изучения различных типов электрических разрядов в самых верхних слоях атмосферы - так называемых спрайтов, эльфов, гномов и других. Спустя полгода аппарат был потерян, но за время работы успел передать большое количество ценной информации.

Новый спутник "Михайло Ломоносов"  будет существенно сложнее и, как следствие, надёжнее. "Татьяны" весили всего по килограмму, а на "Ломоносове" только полезная нагрузка будет в 100 раз больше. Сам же аппарат может весить до полутонны. Он будет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной - гамма-всплесками, космическими лучами сверхвысоких энергий и атмосферными явлениями.

"Запуск спутников - это часть программы развития самого известного вуза в стране на ближайшие 20 лет, - сообщил Виктор Садовничий. - Программа получилась масштабной, содержит 10 приоритетных направлений развития, которые совпадают с приоритетами развития науки в государстве. Среди приоритетов есть такие направления, по которым Россия займёт первые позиции в мире". Это и покорение космоса, и супервычислитель, аналогов которому в мире нет, и уникальный Институт человека, созданный при МГУ, пояснил Виктор Садовничий. К тому же университет имени Ломоносова станет первым в России вузом, который будет выдавать дипломы собственного образца по своим стандартам.

Когда будет осуществлён переход на новую систему, пока точно не определено, а вот спутник должен точно полететь в ноябре 2011 года, в канун 300-летия Михаила Ломоносова.

Следующую сводку НОВИНКИ ТЕХНОЛОГИЙ читайте завтра, 29 сентября 2010 года, в 21.00.

Читайте также:

Нефть снизилась к 76 долларам за баррель

ВОЕННАЯ СВОДКА на 17.00: "Войны Обамы" вышли в свет

ФИНАНСОВАЯ СВОДКА на 13.00: на торгах облигациями Москвы нет паники

НОВИНКИ ТЕХНОЛОГИЙ: российские учёные создали вакцину от СПИДа