ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Потребительские ожидания россиян пессимистичны, показало исследование Credit Suisse. Каждый десятый прогнозирует сокращение своих доходов, только четверть имеют счёт в банке. Но хорошо продаваться в России будут автомобили и недвижимость: огромное расслоение населения продолжает прогрессировать и становится ещё более заметным при международном сравнении.

Российские потребители смотрят в будущее без надежды, показало исследование потребительских настроений в развивающихся странах, проведенное Credit Suisse Research Institute (CSRI). Только 24% респондентов в России надеются на увеличение дохода в ближайшие полгода, 10% прогнозируют ухудшение.

"Снижение доходов во время кризиса серьёзно испортило эмоциональное состояние жителей России", - отмечают в CSRI. Россия остается "удивительно небанковской" страной: всего 24% домохозяйств в России имеют счёт в банке. В Индонезии таких 37%, а в Китае - 80%, пишет Газета.ру.

Исследование проводилось в развивающихся странах, куда вошли: четвёрка БРИК, Египет, Индонезия и Саудовская Аравия. В опросах приняли участие 13 000 человек. Общее население этих стран составляет более 3 млрд, а ВВП - более 10 трлн долларов. Они, по мнению CSRI, представляют основу роста мирового спроса. "Потребители развивающихся стран будут все больше и больше влиять на мировую экономику и финансовые рынки. Мы провели это исследование, поскольку верим в рост развивающихся рынков", - говорит генеральный директор Credit Suisse по Азиатско-Тихоокеанскому региону Осама Абаси.

Ситуация в целом выглядит лучше, чем в России. 38% всех опрошенных уверены, что их доходы вырастут в ближайшие полгода, и только 9% ожидают сокращения достатка. Самыми оптимистичными оказались бразильцы (63% респондентов говорят о росте доходов), за ними следует Китай (45%). Самым пессимистичным оказался Египет: только 12% ждут роста, а 38% - снижения доходов.

В 2011 году можно ждать продолжения роста кредитования, свидетельствует опрос. Желание приобрести недвижимость при помощи ипотеки есть во всех развивающихся странах, особенно часто о нём говорили жители Индонезии, Китая и Бразилии. Автомобиль в кредит чаще всего намерены купить в Саудовской Аравии и Бразилии.

Международные бренды оказываются более востребованы с ростом доходов. На них приходится основная доля свободных трат (то, что остаётся после налогов, ежемесячных платежей и покупки товаров первой необходимости), в частности покупают автомобили, духи, модную одежду.

В товарах первой необходимости (к нимисследование относит бутилированную воду и, например, молочные продукты) бренды теряют преимущество. Но если в таких странах, как Бразилия и Китай, ожидается довольно равномерный рост спроса как на товары первой необходимости, так и на предметы роскоши, то в России тратить в основном намерены богатые: прогнозируется рост спроса на автомобили, недвижимость и заграничные путешествия.

В Саудовской Аравии, где также наблюдается сильное расслоение населения, сильно вырастут продажи люксовых товаров.

"Исследование показало, что неравенство доходов жителей развивающихся страна увеличивается", - заключают авторы отчёта. Многие семьи в развивающихся странах имеют доход менее 1000 долларовв месяц (расчёт по паритету покупательной способности), констатирует исследование. При этом наблюдается существенное различие между количеством обеспеченных и бедных семей в разных государствах.

Так, в Индии доход выше 2000 долларов в месяц имеют вдвое больше семей, чем в России. Хотя ВВП на душу населения в России на 80% выше.

Результаты работы CSRI согласуются с официальными данными Росстата. В IV квартале 2010 года положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 27% опрошенных, тогда как примерно 25% считают, что экономической ситуация ухудшится.