ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 9 октября – 85 лет со дня рождения выдающегося актёра Евгения Евстигнеева. Накануне в эфире телеканала "Россия – Культура" были показаны документальный фильм из цикла "Острова" (20:10), художественный фильм "Скверный анекдот" (20:50), снятый по одноименному рассказу Достоевского Александром Аловым и Владимиром Наумовым и легендарный спектакль "На дне" (15:25) в постановке театра "Современник".

Актёром Евгений Евстигнеев, как и многие артисты, стал совершенно случайно. Его друзья и коллеги с большим юмором рассказывают, как играющего на ударных инструментах Евстигнеева, в ту пору работающего на заводе, заметил ректор Горьковского театрального училища, как потом он поехал в Москву поступать в Школу-студию МХАТ и как стал знаменитым артистом, сообщает телеканал "Культура".

Театральная слава пришла к Евстигнееву раньше кинематографической. В начале 1960-х годов в очередях у театральных касс "Современника" стояли люди с плакатами: "Куплю билет на "Голого короля"". В 1968 году Галина Волчек поставила спектакль "На дне", где Евгений Евстигнеев блестяще сыграл Сатина. "Всесоюзная слава пришла к Евстигнееву после исполнения роли товарища Дынина в фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". То, что этот фильм Элема Климова выпустили на экран, можно считать настоящим чудом. "А многострадальная картина "Скверный анекдот" – вообще уникальный случай в мировом кинематографе, она пролежала на полке 23 года, – рассказывает режиссёр картины Владимир Наумов. – Статья о ней вышла за 23 года до выхода на экран, её смело можно поместить в книгу рекордов Гиннесса. А что касается Евстигнеева – то вынь его из этой картины и поставь туда любого другого потрясающего актёра – для меня картина распадется, развалится сразу. Евстигнеев – тот магнит, та сердцевина, то некое вещество, которое соединяет все вокруг себя".

Евстигнеев снялся более чем в ста картинах, среди которых "Берегись автомобиля" и "Зигзаг удачи", "Золотой телёнок" и "Бег", "Старики-разбойники" и "По семейным обстоятельствам", "И жизнь, и слёзы, и любовь" и "Зимний вечер в Гаграх", телесериалы "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя". В 1988 году актёр создал свой бесспорный шедевр – роль доктора Преображенского в экранизации "Собачьего сердца" Булгакова. "Он по своей сути и был этим профессором Преображенским из "Собачьего сердца", – рассказывает последняя любовь артиста Ирина Цывина. – Эта и была его суть, просто мало кто это понимал. Просто к облику артиста Евстигнеева нужно было добавить грим, вот и всё…".

Он был одним из немногих артистов, которого любили все – и коллеги, и благодарные зрители. Для Евстигнеева не существовало проходных ролей – он любую роль делал своей. Сложно назвать хотя бы одну, которую он бы сыграл средне или незаметно, независимо от того большая это роль или маленькая, трагедийная или комедийная. Рядом с Евстигнеевым, как говорили актёры "Современника", можно было поставить собаку, и он бы её переиграл. Коллеги считали Евгения Евстигнеева "инстинктивным гением", нутром знавшим все тонкости ремесла. Он мог в одночасье с удивительной лёгкостью сыграть жулика или интеллигента, вора или глупого короля, князя или старого профессора – лица Евгения Евстигнеева были неисчерпаемы и незабываемы, он не знал никаких ограничений амплуа. "Он обладал колоссальной интуицией, этой непознаваемой логикой чувств, – вспоминал театральный критик и сценарист Александр Свободин. – Он – не изучал, он просто знал! Смеялся над персонажами и любил их, издевался, но "объекты" почему-то оставались обаятельными. Оттого, что веселился душой".

Евстигнеев часто повторял, что драматическое искусство – это количество подробностей в единицу времени. И это количество подробностей – то пространство, которое он умел осваивать как никто другой. Он иногда появлялся на сцене на несколько секунд, но оставался самым запоминающимся. "Он завораживал зал одним своим появлением, – писал Александр Свободин. – Он обладал магнетизмом, каким природа наделяет избранных. Он был актёром-символом. В сущности, ему можно было бы и не преображаться и даже не играть – лишь явиться перед публикой. Но он был великим артистом, и это понятие употреблено здесь не для красного словца". 

Съемочная группа киностудии "Мосфильм" по заказу телеканала "Россия" в Полотняном Заводе (Калужская область) будет снимать ряд сцен нового художественного фильма под рабочим названием "Марьина Роща".

События в сериале происходят летом 1945 года, сразу после Победы в Великой Отечественной войне. Это история об оперативнике МУРа Константине Трошине, который возвращается с фронта в Москву. В фильме планируется участие известных отечественных артистов. Снимает фильм автор нашумевшей картины "Дюба-дюба" режиссёр Александр Хван, передаёт ИА REGNUM.

Как пишет по этому поводу местная газета "Новое время" съёмки нового фильма будут проходить в историческом месте - усадьбе Полотняный Завод. Их начало намечено на первую декаду нынешнего декабря. 

Следующую СВОДКУ НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ читайте в субботу, 15 октября, в 16.00.

Читайте также:

СВОДКА НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ: Леониду Куравлёву исполнилось 75 лет

Золотухин станет постоянным директором Театра на Таганке

Ушёл из жизни Важа Чачава