ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В пятницу 22 октября 2010 года на сайте Госдумы был опубликован текст законопроекта о регулировании торговой наценки на социально значимые товары, внесённый в Госдуму накануне. В числе авторов поправок - группа депутатов-единороссов во главе с зампредседателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству Ириной Яровой.

Пока текст законопроекта достаточно сырой, сказали GZT.RU источники в Госдуме: позже он будет пересмотрен и переработан, тем более что ему предстоит ещё пройти рассмотрение в правительстве РФ (кстати, правительство параллельно готовит свой собственный законопроект на ту же тему). Тем не менее, в отличие от появившихся ранее аналогичных законопроектов от "Справедливой России" и фракции КПРФ, которые предлагали регулирование наценок с той или иной степенью жёсткости, поправки единороссов содержат новое предложение - сделать ценообразование открытым.

Кроме наделения местных властей полномочиями устанавливать размер предельной розничной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары, поправки предлагают обязать производителей и поставщиков публиковать сведения об отпускных оптовых ценах. Такая "повинность" будет налагаться в тех случаях, если в течение месяца на территории субъекта РФ рост розничных цен на социально значимые товары составит 20% или более.

По мнению депутата Ирины Яровой, это позволит понять, кто и как в торговой цепочке формирует торговую наценку, насколько она реалистична, как распределяются предпринимательские риски и прибыль. При этом поправки, как считает депутат, в первую очередь ударят по торговым сетям, которые, по её мнению, "изобретают всё новые и новые формы дискриминационных практики" и ущемляют производителя и переработчика.

Тем не менее, ритейлеры не только не боятся, но даже приветствуют идею открытого ценообразования. "Это очень позитивный момент. Покупатели, а главное - депутаты Госдумы наконец-то узнают, по какой цене на самом деле отгружается товар, и с какой маленькой наценкой мы его продаём", - говорит в беседе с GZT.RU исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.

Сами продавцы готовы показывать свои наценки, уверяет Белоновский. "Наши наценки будет легко вычислить, придя в магазин и увидев конечную цену на товар, - говорит он. - Нам нечего стыдиться, мы с удовольствием их покажем". Главное, чтобы поставщики согласились указывать свои цены, отмечает представитель ритейлеров.

Опрошенные GZT.RU поставщики, в свою очередь, заявляют, что тоже не против того, чтобы раскрывать цены, по которым они продают товары в торговые сети. "В нашей стране часто бывает так, что на одну продукцию одинакового качества бывают совершенно разные закупочные цены, и часто это происходит потому, что поставщик недостаточно информирован о ситуации на рынке, - говорит президент ГК "Русские фермы“ Андрей Даниленко. - Поэтому максимальная прозрачность ценообразования - большой плюс и позитив для добросовестного поставщика".

Возглавляемый Даниленко Национальный союз производителей молока ранее выступал за коридор цен и прозрачность ценообразования на сырьё по всей цепочке. "Наша задача - чтобы цена была всем понятна и чтобы мы как предприниматели боролись за себестоимость и на ней сосредотачивали свою энергию, а не на том, кто кого перехитрит по цене", - говорит он.

Практика открытого взаимодействия между участниками цепочки - к примеру, между фермерами и перерабатывающими заводами, позволила бы лучше отследить динамику из разных регионов, соглашается глава исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Однако цель законодателей - ограничение роста розничных цен ради социальной стабильности - таким способом достигнута не будет, уверен эксперт.

"Конечные цены это не сдержит, - говорит Юшин. - Социальная стабильность достигается не контролем за ценами, а развитием конкуренции, производства и переработки. Поэтому публикация закупочных цен не должна превратится в инструмент морально-политического давления на участников рынка - всё равно они найдут, как её обходить".

Юшин ссылается на американский опыт: в США уже более 100 лет действует практика публикации цен, но касается она не социально значимых товаров, а больших групп товаров. В частности, производители мяса обязаны регулярно предоставлять маркетинговой службе министерства сельского хозяйства закупочные цены на скот. "Правда, цель такого регулирования - не ограничение цен, - указывает Юшин. - Это делается для того, чтобы фермеры были хорошо информированы и выбирали наиболее выгодные контракты. То есть рынка там никто не отменяет. Я боюсь, как бы у нас публикация закупочных цен не превратилась в искусственное ограничение предпринимательской активности".

По мнению главы НМА, если властям не нравится, что растут розничные цены, логичнее было бы поддерживать малоимущих. "Искусственно дешёвая продукция достаётся не только пенсионерам c низкими доходами, но и нефтяникам с большими зарплатами, которые имеют возможность покупать по высокой цене", - напоминает он.

Впрочем, Андрей Даниленко более спокойно относится к ситуации. "Вопрос не в том, чтобы сдержать рост цен, - говорит он. - Речь о том, чтобы не было чрезмерно резких колебаний вверх и вниз, потому что они вредны. К примеру, резкий рост цены приводит к снижению потребления, а затем - к перепроизводству и резкому падению цен". Публикация закупочных цен будет способствовать более стабильной ситуации в ценообразовании, считает он.