ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Авиаперевозки в России стабильно растут год от года: по прогнозам Минтранса, в 2013 году отечественные компании перевезут более 83 млн человек, примерно на 12% больше, чем годом ранее. Чиновники любят сравнивать российские показатели перевозок с мировыми, которые в среднем растут на 4-5%. Но при этом показатель мобильности населения в России существенно отстаёт от европейского и американского. Если округлить, все авиакомпании России перевозят практически столько же сколько, сколько один лоукостер Ryanair. Возможно, именно поэтому в 2013 году основным вопросом в авиации стала доступность перевозок для населения и развитие московского авиаузла.

В России уже были "стихийные" лоукостеры - "Авианова" и "Скай Экспресс". На личном опыте они убедились, что низкие цены без низких издержек - прямой путь к банкротству. Судьба бюджетных перевозок оказалась в руках "Аэрофлота" - только у него была возможность убедить власти изменить законы и правила так, чтобы лоукост стал настоящим лоукостом, а не банальным демпингом. Идея низкобюджетника нашла поддержку у президента Владимира Путина - и осенью новая "дочка" "Аэрофлота" была зарегистрирована. В нелёгком деле брендинга "Аэрофлот" (MOEX: AFLT) воспользовался конкурентным преимуществом над другими госкомпаниями, большинство из которых в прошлой жизни были министерствами. У "Аэрофлота", в отличие от них, был свой собственный "старый бренд" - "Добролёт" (в полной версии - Российское акционерное общество добровольного воздушного флот), и именно такое название получил лоукостер, пишет Интерфакс.

Бурный рост пассажирских перевозок заставил задуматься и о пропускной способности аэропортов. Если в регионах с этим проблем не возникает, то столичные "Шереметьево" и "Домодедово" вплотную приблизились к пределу по терминальным площадям. Консультанты, нанятые правительством, предложили решать проблему комплексно, вкладывая деньги не только во взлётно-посадочные полосы и терминалы, но ещё и в подъездную инфраструктуру и пропускную способность "воздуха".

Чуть яснее стала картина со структурой собственности столичных аэропортов. Идея объединения под крылом единой государственной управляющей компании забыта: нашлись инвесторы посерьёзнее. Свой "якорный" статус в "Шереметьево" в уходящем году официально закрепила TPS Avia Аркадия Ротенберга. Привычными уже стали спекуляции вокруг "Домодедово", правда, до реальной продажи дело никак не дойдёт.

К 2013 году суровый российский авиационный бизнес уже "переварил" два стартапа с признаками низкобюджетников - "Авианова" и "Скай Экспресс". После ухода "Авиановы" чиновники из Минтранса сожалели о том, что в России нет компании, которая бы могла перевозить пассажиров по приемлемым ценам. Ностальгируя о дешёвых билетах, чиновники и депутаты обрушили шквал обвинений на классические авиакомпании - слишком дорого летать. Больше всего перепадало "Аэрофлоту", как госкомпании.

В ответ гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев предложил попробовать ещё раз, но уже делая всё "по-умному" - как у иностранных лоукостеров. Он заявил, что готов создать низкобюджетного авиаперевозчика за короткое время, но с условием, что будут приняты поправки в Воздушный кодекс и авиационные правила. Он предложил отменить невозвратные билеты, бесплатный провоз багажа, питание на борту, а также дать компаниям возможность принимать на работу иностранных пилотов с менее высокими требованиями к зарплате. "Это есть во всём мире: в Европе, в Америке, но у нас почему-то эта поправка не действует - это неконкурентные условия. То есть пассажир, покупая дешёвый билет, должен понимать, что он его не может вернуть", - говорил Савельев.

Описывая будущего бюджетного перевозчика, Савельев будто бы нарочно сгущал краски, рисуя в воображении клиентов нечто вроде подмосковной электрички в час пик. Это будет "жёсткий" продукт, предупреждал глава "Аэрофлота" - видимо, чтобы минимизировать неизбежную "каннибализацию" лоукостером выручки собственной материнской компании, которая старается привлекать пассажиров как раз сервисом. Комфорт не будет приоритетом, зато цена должна понравиться всем, уверяет гендиректор "Аэрофлота".

Как и все мировые лоукостеры, "Добролёт" будет продавать билеты через интернет - это позволяет экономить на аренде офисных помещений и персонале. Авиакомпания будет оперировать унифицированным парком воздушных судов, сокращая издержки на техническое обслуживание. В "Аэрофлоте" подсчитали, что эти меры способны снизить стоимость авиаперевозки на 20-40%. Если бы в московском авиаузле был специальный аэропорт для лоукостера, то стоимость перевозки была бы ниже на 60%.

Сокращение издержек и монетизация дополнительных услуг - главный ключ к успеху для лоукостера. Большинство иностранных низкобюджетных авиалиний практикуют взимание платы за провоз багажа, питание на борту, выбор места в самолёте и даже за регистрацию пассажира на стойках регистрации в аэропорту (регистрация через интернет - бесплатная), у всех есть невозвратные тарифы. Когда-то Ryanair всерьёз задумывалась о том, чтобы сделать платным туалет на борту. Впрочем, с российскими расстояниями эта идея вряд ли когда-нибудь реализуется.

Флот "Добролёта" на первом этапе будет состоять из восьми Boeing-737-800 NG. Согласно стратегии "Добролёта", через пять лет компания должна будет перевозить более 10 млн пассажиров, при этом "Аэрофлот" понимает, что около 1,2 млн его пассажиров перейдёт на рейсы низкобюджетной авиакомпании.

В декабре все основные поставщики услуг для "Добролёта" уже были выбраны. Был запущен сайт-визитка, подана заявка в Росавиацию на сертификат эксплуатанта. В середине декабря "Добролёт" объявил о наборе лётного состава и бортпроводников.

Если с внутренними процессами компания успешно справляется, то с внешними возникают проблемы. Изначально предполагалось, что авиакомпания будет базироваться во "Внуково", но менеджмент аэропорта не захотел видеть у себя низкобюджетную компанию. После отказа "Аэрофлот" начал переговоры с "Домодедово", но и там особого энтузиазма не встретил. Переговоры всё ещё идут.

Позиция "Домодедово" заключается в том, что аэропорт не может предоставить запрашиваемые слоты компании, у которой нет сертификата эксплуатанта. Если проект не состоится, уже зарезервированные слоты распределить будут сложно. Хотя многие участники рынка увязывают проблемы "Добролёта" с тем, что в "Домодедово" сильны позиции авиакомпании "Сибирь" (MOEX: AVSI), которая не будет рада конкуренции с лоукостером на внутреннем рынке. Если забазировать "Добролёт" во "Внуково", компания оттянет пассажиропоток авиакомпании "ЮТэйр" (MOEX: TMAT) и "Трансаэро", которая под конец 2013 года перевела большинство регулярных рейсов из "Домодедово" во "Внуково". Сделать базу в "Шереметьево" - это опять-таки каннибализация.

Впрочем, проблема с аэропортами - не самая острая на этапе старта. Савельев много раз говорил, что "критически важными" для запуска лоукостера являются возможность продажи невозвратных билетов и найма иностранных пилотов, отмена бесплатной перевозки багажа. Если эти поправки в Воздушный кодекс приняты не будут - "Добролёт" не полетит.

Следующую сводку ЦЕНЫ 2014 года читайте в четверг, 9 января 2014 года, в 09.00.