ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В марте у ритейлеров иссякли товарные запасы и в России, по мнению ряда экспертов, начался этап тотального удорожания импортных продуктов - уже сегодня оно составляет 15%​. Рост цен на продовольственные товары, во многом, спровоцирован ослаблением курса рубля. Как развивалась ситуация в первые три месяца год, мы скоро узнаем из официальной статистики, пишет Бюджет.Ру.

В январе-феврале 2014 года в России росли цены, в основном, на продукты питания. По данным Росстата, овощи и фрукты за два месяца подорожали, соответственно, на 15,4% и 5,2%, рыба и морепродукты - на 2%, масло и жиры - на 1,2%, молочные продукты, сыр и яйца - на 1%, хлебобулочные изделия и крупы - на 0,6%, на столько же выросли в цене шоколад, сахар, мёд и джем, а мясо и продукты его переработки стали дороже на 0,4%.

Весь импортный алкоголь вырос в цене минимум на 10–15% - в том числе, за счёт повышения акцизов. Стоимость чая в России к концу 2014 года может увеличиться на 8-10%, а кофе - на 12-15%, заявил журналистам гендиректор Российской ассоциации производителей чая и кофе Рамаз Чантурия.

Если возвращаться к овощам, то сильнее всего дорожает картофель. По словам начальника отдела анализа и прогноза цен, затрат и финансовых пропорций Минэкономразвития Евгении Нахимовской, в январе он прибавил 9,2% (за год - 42%). Цена на популярный в России так называемый "второй хлеб" растёт с октября 2013 года из-за низких запасов отечественного картофеля.

"Московский комсомолец" со ссылкой на данные Картофельного союза на минувший январь, сообщает, что средняя розничная цена 1 кг немытого картофеля по России составляет 15–37 рублей, а в Москве - 26–37 рублей. При этом с начала года до нового урожая продукт подорожает на 20–35%. В Минсельхозе на этом фоне задумались о расширении площадей посадки картофеля.

Несмотря на то, что тенденции к удорожанию продуктов в России сходные с Европой, темпы роста цен у нас заметно выше - за счёт падения курса национальной валюты. Каждые 10% снижения дают дополнительно 1% инфляции, прокомментировал "Русской службе BBС" данные Росстата директор Центра исследований конъюнктуры Высшей школы экономики Георгий Остапкович.

"Если сравнивать с тем же периодом прошлого года - это динамика повышенная. [...] У нас, к сожалению, такая тенденция в России - при первых трудностях начинаем загонять вверх цены. Почему на Западе это практически нельзя сделать? Потому что, если я повышаю цены, то ко мне никто не пойдёт. У нас конкуренция крайне маленькая, монополизм высок, слишком много перекупщиков, поэтому и цены растут. В результате идёт торможение розничной торговли и сферы услуг. Население начинает переходить в доллар", - делает вывод экономист.

Торговые сети в России уже начали получать уведомления от поставщиков о повышении оптовых цен на продукты питания. Но пока до гипермаркетов ещё не дошёл резкий скачок цен на импорт. Максимум на 5–10 руб.

Исключение составляют голландская морковь (подорожала на 12%), испанские огурцы (на 8%), израильский сладкий перец (12%) и итальянские яблоки (на 23%). Правда, еженедельник "Деньги" пишет, что в одном из московских магазинов сети "Перекрёсток" показали распечатку с новыми ценами, а в "Азбуке вкуса" повысили цены на скоропортящуюся продукцию.

Пресс-секретарь сети супермаркетов Андрей Голубков заявил изданию, что пока руководство старается сдерживать цены и проводит переговоры с поставщиками, убеждая их не делать резких движений. По его словам, подорожание коснётся только импортных товаров, хотя "некоторые отечественные компании пытаются воспользоваться сложившейся конъюнктурой" и тоже повышают цены.

Как сообщила "Деньгам" сотрудница "Перекрёстка", в начале года цены на свежие фрукты и овощи всегда повышаются. Однако в этом году рост немного заметнее, чем обычно. Пока самый ощутимый - в овощном и фруктовом отделах.

Ссылаясь на официальные комментарии ритейлеров, еженедельник сообщает, что доля импорта в большинстве торговых сетей небольшая, на уровне 10-20%. "Мы закупаем большинство товаров у российских поставщиков и производителей на основании договоров поставки, цены в которых фиксированы в рублях", - пояснила Оксана Токарева из METRO Cash & Carry. Она считает, что цены в торговых центрах остаются на прежнем уровне.

В регионах картина разная, но тенденция к повышению цен сохраняется везде. Так импортные продукты в пермских торговых сетях с начала года подорожали в среднем на 10%, тогда как российские продукты выросли в цене значительно выше. В первую очередь дорожают молоко и мясо, цены на которые выросли более чем на 30%, заявил владелец одной из крупнейших пермских торговых сетей.

В ожидании более серьёзного роста цен на импорт, ритейлеры планируют активнее продавать товары местных производителей. В гипермаркете одного из торговых центров запускается проект "Прямые поставки из деревни", который предполагает продажу фермерских продуктов, выращенных в Пермском крае.

Предпочтения потребителей пока не изменились, отмечают ритейлеры. Это при том, что стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по краю с начала года возросла на 2,4%, составив на конец января 2858,6 руб. - это самая высокая цена в Приволжском федеральном округе.

Цены на продукты в магазинах Петербурга также растут пугающими темпами, сообщает сайт Фонтанка.ру. По данным Петростата, в марте они выросли на 2%, а с начала года - уже на 5,3%. К примеру, стоимость килограмма бананов за месяц выросла на 30%, литра молока - на 8,2%, килограмма сахара - на 7,1%. Эксперты прогнозируют, что рост остановится только к лету, а по итогам года продукты могут подорожать на 9-11% - против 7,9% по итогам 2013 года.

В Красноярском крае подсчитали, что продовольственные товары растут в цене вдвое быстрее, чем заработная плата жителей региона. По данным краевой федерации профсоюзов, если уровень средней зарплаты в крае в 2013 году вырос на 3,9%, то продукты питания подорожали на 7,3%. При этом стоимость минимального набора продуктов питания по итогам прошлого года увеличилась на 4,3%.

Из продуктов питания сильнее всего подорожал картофель (на 48,8%), на втором месте мука (24,9%), на третьем - алкоголь (14,4%). Молоко и молочная продукция подорожали на 7,2%, рыба на 4,6%, сахар на 2,2%.

Удорожание сахара в "завозном" регионе - Архангельской области - связывают с истощением отечественных промышленных запасов свекловичного сахара и переходом предприятий на импортный сахар-сырец. Рост же стоимости овощей здесь объясняют транспортными издержками, наценкой за хранение продукции на складах (затраты на отопление), увеличением доли испортившихся овощей и доли импортных фруктов и овощей в магазинах.

Рост отпускных цен на хлебобулочную продукцию в регионе стало поводом для разбирательства. Региональное управление Федеральной антимонопольной службы готовит заключение на предмет обоснованности повышения.

По словам министра АПК и торговли области Дмитрия Карельского, схожие ценовые тенденции преобладают на всей территории Северо-Запада.

В аграрных регионах Сибири, таких, как Алтайский край, цены на продукты питания растут, как и по всей стране. Лидерами также являются овощи, фрукты, молочные продукты и шоколад. Однако, по данным Алтайкрайстата, по некоторым позициям подорожание в феврале оказалось весьма и весьма существенным: на 10,4–15,7% увеличились цены на свеклу, морковь, свежие помидоры, лимоны и картофель, а на белокочанную капусту, огурцы и репчатый лук - на 16,3–18%.

Правда, цены на Алтае растут не только и не столько из-за ослабления рубля и высокой доли импорта. Руководители хозяйств связывают овощной ажиотаж с тем, что осенью большое количество овощей было отправлено в качестве помощи в регионы Дальнего Востока. Свою лепту в подорожание продуктов питания вносят и местные торговые сети. "Мы продаём морковь по 10 руб. за килограмм, а на полках она уже стоит 39,9 руб.", - говорит глава хозяйства "Сатурн" Александр Бугай.

К категориям, наиболее чувствительным к колебанию курса рубля, поставщики продуктов относят алкоголь, консервы, непродовольственные товары, а также импортируемые овощи и фрукты. Поставщики мяса значительных ценовых колебаний не ожидают.

"МК" со ссылкой на аналитиков BofA Merrill Lynch прогнозирует, что в 2014 году ситуация на российском рынке ритейла будет непростой. Это связано с замедлением роста доходов россиян, ужесточившейся конкуренцией и низкой продовольственной инфляцией. Эксперты считают, что в 2014–2015 годах инфляция на продовольственные товары составит 4,5–5,1%. В то время как в 2013 году она была 6,8%.

Как показывают опросы, в третьем и четвёртом кварталах 2013 года 38% российских потребителей стали выбирать более дешёвые продовольственные бренды. А ведь ещё в начале 2013 года на продуктах экономило только 18–20% покупателей.

В Росстате и Минэкономразвития также отмечают снижение стоимости потребительской корзины. Россияне стали покупать тот же набор продуктов, но за меньшую цену, при этом предъявляя более высокие требования к их качеству. В связи с этим торговые сети вынуждены подстраиваться под изменившееся покупательское поведение. Как считает представитель исследовательского центра "Ромир" Игорь Березин, на коне останутся те, кто сможет найти новые ниши и сохранить лояльность клиентов.

Уже появились новые и видоизменённые форматы: фермерские продукты, магазины определённого производителя, мясные и рыбные лавки, небольшие кулинарии, кондитерские. Скорее всего, часть ритейла перетечёт именно в эту нишу.

Следующую сводку ЦЕНЫ 2014 читайте завтра, 4 апреля, в 9.00.