ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Президент России Владимир Путин дал согласие на продажу зенитных ракетных комплексов С-400 "Триумф" Китаю, активно интересующемуся возможностью их приобретения с 2011 года. Получить новые комплексы Пекин сможет не раньше 2016 года, поскольку в первую очередь должны быть удовлетворены потребности Министерства обороны России. Однако и эта дата звучит оптимистично, эксперты говорят, реальная поставка "Триумфов" покупателю начнётся после 2020 года, пишет сегодня Лента.Ру.

О том, что продажа комплексов С-400 Китаю получило одобрение российских властей рассказал источник, близкий к Кремлю. При этом директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин подтвердил, что переговоры о поставке комплексов действительно ведутся, однако подробности раскрывать не стал. Источники газеты "Коммерсант" также отметили, что решение о продаже С-400 Китаю было принято в начале 2014 года и никоим образом не связано с разногласиями с США и Евросоюзом относительно вхождения полуострова Крым в состав России (на голосовании Генассамблеи ООН по законности крымского референдума Китай воздержался).

В настоящее время Москва и Пекин ведут переговоры относительно количества и стоимости зенитных ракетных комплексов. В частности, речь идёт о продаже от двух до четырёх дивизионов С-400, в состав каждого из которых входят восемь пусковых установок с ракетами-перехватчиками. В 2012 году, когда впервые было официально объявлено о возможности заключения контракта с Китаем, сообщалось о том, что китайское министерство обороны планирует приобрести только один дивизион С-400. Вероятно, на увеличении объёма покупки зенитных комплексов настояла Москва, опасающаяся копирования техники Китаем. Помимо самих систем, Пекин запросил и подробную информацию о характеристиках "Триумфа".

Похожая ситуация наблюдалась во время переговоров между Москвой и Пекином относительно продажи новых истребителей Су-35С. Изначально китайская сторона объявила о намерении приобрести 48 боевых самолётов, которых было бы достаточно для комплектации двух-трёх полноценных эскадрилий. Позднее Китай решил ограничиться лишь приобретением четырёх истребителей. В Москве посчитали продажу столь малого количества Су-35С экономически невыгодной и переговоры на некоторое время прервались. В настоящее время они проводятся в замедленном режиме, причём Россия настояла на расширении возможного контракта до 24 истребителей.

В марте прошлого года вице-премьер России Дмитрий Рогозин объявил, что если контракт с Китаем по Су-35С и будет подписан, он будет поставочным, а не лицензионным. Это означает, что Воздушные силы Народно-освободительной армии Китая получат уже полностью собранные истребители без права их производства на своей территории. Предположительно контракт на поставку Су-35С будет подписан в течение 2014 года, его стоимость составит не менее 1,5 млрд долларов, а поставки самолётов начнутся после 2015 года. Параллельно Китаю могут быть проданы и турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами АЛ-41Ф1С.

При проведении переговоров о поставке С-400 Китаю, славящемуся копированием различных образцов вооружений и военной техники иностранной разработки, Москва наверняка пойдёт по тому же пути, что с истребителями Су-35С. То есть фактически, если контракт и будет подписан, он будет поставочным. При этом понятно, что при желании Китай всё равно скопирует российский "Фаворит", но тут у Москвы уже появится юридический повод для недовольства, который возможно будет использовать в дальнейшем военно-техническом сотрудничестве с Пекином. Правда, как это будет, пока не ясно.

Три года назад Михаил Дмитриев, тогда ещё занимавший пост директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, рассказал, что в 2008 году с Китаем было подписано специальное соглашение по линии Министерства юстиции, которое, впрочем, не разрешило вопроса с нелицензионным копированием советской и российской техники. "В послевоенное время (конец 1940-х годов) и потом, во времена СССР, мы поставляли в Китай целые линии по производству тех или иных изделий. Тогда не требовалось подписания каких-то бумаг, у нас на сей счёт и документов-то никаких нет. И претензий серьёзных теперь предъявить не можем", - объяснил Дмитриев.

Кроме того, ещё одна тонкость китайского копирования заключается в том, что Китай, копируя российскую продукцию военного назначения, вносит в неё собственные изменения. "Эти изделия уже не наши, а сделаны с серьёзным участием китайской военной промышленности. Китайцы считают их своими. Здесь очень трудно договариваться", - отметил Дмитриев, добавив, что в последние несколько лет военно-техническое сотрудничество с Китаем пошло на спад из-за быстрого развития промышленности этой страны, которая уже в состоянии самостоятельно обеспечивать многие свои потребности. Многие, но не все, что наглядно показывают, например, данные о межремонтном ресурсе китайских авиационных двигателей.

Как бы то ни было, России следует с большой осторожностью относится к продаже вооружений и военной техники Китаю, поскольку эта страна начинает играть всё более значительную роль на мировом рынке, предлагая покупателям более дешёвые копии российского оружия и собственные разработки. Ещё в 2012 году стало известно, что российский оборонно-промышленный комплекс намерен разработать экспортную версию зенитной системы С-400, а поставки иностранным заказчикам "Триумфов" могут начаться только после этого. Хотя экспортная версия будет проще "родной", а в ней будут использоваться иностранные комплектующие, появления конкурента в нише зенитных ракетных комплексов большой дальности лучше не допускать, потому что в конечном счёте это скажется на военном экспорте России.

Наглядный пример китайской версии военно-технического сотрудничества был продемонстрирован в октябре 2013 года. Тогда Секретариат оборонной промышленности (SSM) Турции подвёл итоги тендера на поставку 12 дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности. В нём участвовали американский консорциум Raytheon/Lockheed Martin, европейский консорциум Eurosam, "Рособоронэкспорт" и китайская корпорация CPMIEC. Они предлагали турецким военным комплексы Patriot PAC-3, SAMP/T Aster 30, С-300 и HQ-9 соответственно. Последние являются изменённой копией российских С-300П.

Победителем была названа именно китайская корпорация, которая согласилась продать комплексы за 3,44 млрд долларов (самое дешёвое предложение на тендере), а также довести степень локализации производства HQ-9 в Турции до более чем 50%. Китайская сторона также пообещала начать производство комплексов в самые короткие сроки, передать Турции технологии их производства и привлечь турецкие компании к разработке последующих усовершенствованных версий HQ-9. Российское же предложение оказалось одним из самых дорогостоящих (4,5 млрд долларов) и не содержало сколь-нибудь привлекательных инвестиционных и офсетных пакетов.

Любопытно также и то, что сам Пекин, почти успешно продавший HQ-9 Турции (под давлением США и НАТО турецкое военное ведомство контракт на поставку комплексов пока не подписало), предпочитает защищать свои крупнейшие города оригинальными российскими системами. В 2007 году Китай купил у России 15 дивизионов комплексов С-300ПМУ-2, поставка которых завершилась в 2010 году. Эти комплексы, а также четыре системы управления 83М6Е2 российского производства, теперь обеспечивают прикрытие воздушной зоны над Пекином, Шанхаем и ещё несколькими крупными городами. Это своего рода китайский комплимент российским производителям.

Возвращаясь же к теме возможной продажи комплексов С-400 Китаю, надо отметить, что указанный срок наиболее вероятного начала поставки систем (2016-2017 год) является оптимистичным. Скорее всего, даже если контракт с Пекином будет подписан в ближайшее время, реальная поставка "Триумфов" покупателю начнётся после 2020 года. Дело в том, что по госпрограмме вооружений России российское Министерство обороны должно получить 56 дивизионов С-400. При этом производитель - концерн ПВО "Алмаз-Антей" - пока не справляется с большими объёмами производства и поставки комплексов российским военным.

Для исправления сложившейся ситуации в России уже ведётся строительство трёх заводов, благодаря которым "Алмаз-Антей" рассчитывает значительно увеличить темпы выпуска готовой продукции. Но даже и после завершения строительства производственных площадок, комплексы в Китай будут поставляться не сразу. Помимо производства С-400 для нужд Вооружённых сил России "Алмаз-Антей" будет выпускать "Триумфы" для Белоруссии и Казахстана. Эти комплексы планируется передать белорусским и казахстанским военным в рамках программы формирования единой зоны противовоздушной обороны СНГ, причём поставка будет осуществляться, вероятно, по сниженной цене - Белоруссия и Казахстан являются членами Организации Договора о коллективной безопасности.

В каком виде будет подписан контракт с Китаем на поставку комплексов С-400, сказать пока трудно, однако вероятность заключения самого этого соглашения крайне высока. Москва и Пекин ведут военно-техническое сотрудничество ещё со времён СССР и прекращать его, похоже, не намерены. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2009-го по 2013 год доля российской продукции военного назначения в общем объёме китайского оборонного импорта составила 64%.

Следующую ВОЕННУЮ СВОДКУ читайте завтра, 2 апреля, в 17.00.