ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Глава Росавиации Александр Нерадько пожаловался на бедственное состояние российских аэропортов и их инфраструктуры. По его словам, срочного ремонта требуют 12 процентов взлётно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, а 18 процентов ВПП с грунтовым покрытием нуждаются в проведении капитального ремонта. При этом за последнее десятилетие реконструкция проводилась лишь на 25 процентах взлётно-посадочных полос.

ВПП с искусственным покрытием имеют только 63 процента российских аэродромов, остальные воздушные гавани оборудованы грунтовыми полосами. А на грунт могут приземляться далеко не все самолёты, особенно иностранные. Кроме того, систему светосигнального оборудования имеют лишь 70 процентов аэродромов России. Столь печальная ситуация сложилась из-за нехватки финансирования, отметил глава Росавиации.

Эксперт Олег Смирнов рассказал, что в СССР на авиатранспорте летали около 100 млн человек ежегодно. Подавляющее число полётов (93%) совершалось внутри страны. В современной России до этого показателя пока далеко - число пассажиров авиакомпаний составляет примерно 65 млн человек, а внутри страны стали летать гораздо меньше - около половины от всех авиаперевозок. По словам эксперта, в советское время одной зарплаты хватило бы на покупку четырёх билетов для семьи  с Дальнего Востока в любой город страны. Сейчас же, чтобы приобрести четыре билета, нужно копить полгода, отказывая себе во всём.

Вместе с развалом СССР сократилось не только число пассажиров, но и число аэропортов. За последние двадцать лет их стало в четыре раза меньше. По итогам 2011 года, в России стало ещё на 17 аэропортов меньше. Таким образом, на начало нынешнего года в стране функционируют 315 аэродромов гражданской авиации. Сотни аэропортов, которые раньше обслуживали местные и межрегиональные перевозки, просто исчезли.

При этом в США число авиапассажиров за год составляет 400 млн и 90% из них летают по стране. Независимый эксперт отмечает, что авиабилеты в Соединённых Штатах доступнее, чем в России, да и зарплаты там выше.

Как заявил глава Росавиации, на финансирование развития опорной аэродромной сети требуется каждый год тратить по 65-70 млрд руб. Государство же выделяет в два раза меньше. Так, в 2011 году в финансирование 35 аэропортов было вложено 34 млрд руб. В этом году на финансирование 44 объектов планируется потратить 42,5 млрд руб. Небольшой рост есть, но уже в последующие годы в прогнозном бюджете заложено снижение расходов на развитие воздушного транспорта. В итоге в 2014 году государство собирается потратить на аэродромы чуть более 30 млрд руб. При этом в 2015 году планируется открыть аж 78 модернизированных взлётно-посадочных полос.

Реализовать столь смелые планы хотят за счёт частно-государственного партнёрства. Правда, пока такой опыт применялся лишь однажды - в петербургском аэропорту Пулково. В прошлом году в реконструкцию авиазула было вложено 193 млн евро частных инвестиций. В этом году в проект планируется инвестировать около 600 млн евро.

В целом же инвесторы не спешат вкладывать деньги в это направление по нескольким причинам. Во-первых, инвестиции в аэродромную инфраструктуру являются долгосрочными, во-вторых, до сих пор нет чёткого федерального законодательства в этой сфере.

По мнению эксперта Смирнова, без эффективной помощи государства здесь не обойтись. Он считает, что форм поддержки местных аэропортов существует множество и приводит в пример опыт США, где маленькие аэропорты освобождают от уплаты налогов.

По словам главы Росавиации, в первую очередь необходимо реконструировать аэродромные комплексы Сочи, Казани, Краснодара, Анапы, воздушные гавани Дальнего Востока и аэропорты Москвы. Развитие южных аэропортов необходимо, поскольку в 2014 году здесь пройдёт зимняя Олимпиада. Воздушный порт Казани важен из-за проведения здесь в 2013 году Универсиады. Московский авиаузел крайне важен для всего авиационного сообщения, так как 80% всех авиаперевозок приходится на три московских аэропорта. А развитие аэропортов Дальнего Востока важно в силу удалённости региона.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Премия за взлом: студент из Тюмени заставил Google раскошелиться

Евровидение 2012: "Бурановские бабушки" поедут покорять Европу

Противоречия стратегии Молдовы

8 марта: муки выбора и цветочная лихорадка