ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Кризис, случившийся в мировой экономике в 2008 году, по прошествии шести лет кажется уже каким-то далёким и малозначительным. Особенно в нашей стране, где руководство изначально взяло курс на максимальное снижение его влияния на жизнь большинства россиян. Уровень жизни, конечно, не рос, но и сильно не упал. Тем не менее, когда пошли разговоры о постепенном выходе из него, проявились и другие факторы, менее положительные.

Например, по результатам данных исследования, недавно обнародованных Национальной службой взыскания, за прошлый год доля должников с более чем одним кредитом в работе коллекторов составила 21,5%. А по сравнению с показателями 2012 года эта цифра выросла в три раза. По мнению исследователей, такие показатели могут свидетельствовать как о росте закредитованности россиян, так и о неспособности части заёмщиков справляться с кредитной нагрузкой.

Старший вице-президент НСВ Сергей Шпетер считает, что основная причина такого роста – последствия кредитного бума 2012 года. Тогда рынок кредитования населения вырос на 39%, поставив своеобразный рекорд. "При этом выход на просрочку вряд ли связан с макроэкономической ситуацией", – отмечает Шпетер.

В 2012-2013 годах в стране происходил быстрый рост темпов потребительского кредитования. Заёмные средства зачастую выдавались лицам, не способным обеспечить дальнейшие выплаты, что вызвало быстрый рост просроченной задолженности, примерно на 40 процентов за 11 месяцев 2013 года.

Кто же такой неплательщик по кредиту? Эксперты склонны к разделению понятий "проблемный заёмщик" и "злостный неплательщик". По их мнению, это разные категории банковских клиентов, и отличаются они прежде всего отношением к банку.

--- Информация: производственная компания "Стоик" (г. Иваново) предлагает широкий ассортимент специализированной одежды различного назначения. Всегда в наличии: регулярно обновляемые коллекции верхней сезонной спецодежды, летняя спецодежда, медицинская спецодежда (костюмы, халаты), спецодежда для предприятий охраны жизнедеятельности и обеспечения безопасности, рабочая обвувь (сапоги, ботинки, тапочки), Тел. в г. Иваново (4932) 37-65-30 ---

Если клиент первого типа приходит в банк с просьбой помочь ему в трудной ситуации (например, с заявлением о реструктуризации задолженности), то второй предпочитает от банка скрываться. В то же самое время, на рынке кредитования в последнее время заметна тенденция, согласно которой количество заёмщиков первой категории, то есть проблемных клиентов растёт.

И связано это, в первую очередь, с объективными причинами – увеличением случаев массовых увольнений, задержек заработной платы, сокращения рабочей недели, что приводит, в конце концов, к уменьшению дохода.

В описании демографических характеристик проблемных клиентов большей эффективности добились коллекторские службы, поскольку именно с этой категорией людей они сталкиваются чаще всего. "Женатый мужчина со средним специальным образованием, по специальности – рабочий, – определяет параметры категории проблемных клиентов Ирина Поддубная, заместитель генерального директора, директора по развитию бизнеса ЗАО "Секвойя Кредит Консолидейшн", – со средним доходом в 8000–10000 рублей, проживающий в городе, нередко имеющий квартиру, которая стала его собственностью в результате приватизации". Чаще всего в категорию должников попадают мужчины в возрасте от 22 до 35 лет и женщины в возрасте от 36 до 60 лет.

В НСВ полагают, что временные финансовые проблемы останутся основным поводом для прекращения выплаты кредита, хотя этот фактор может и стабилизироваться под влиянием охлаждения рынка кредитования. Интересно, что чаще всего задолженность образуется у клиентов, которые оформляют кредитные карты или же берут кредиты наличными (соответственно, 34% и 26%). Также часто должники появляются благодаря кредитам в магазинах (21%). Автокредиты и ипотека замыкают этот список (10% и 9%).

В то же самое время, последние данные о росте закредитованности свидетельствуют, что ситуация в экономике страны, в том числе девальвация рубля, заставляет граждан России снижать свои потребности. В текущем году россияне стали меньше обращаться в банки с целью получения кредита. Согласно статистике за январь, закредитованность выросла всего на 0,2 процента по отношению к декабрю 2013 года.

При всём при этом, не лишним будет помнить и о том, что если клиент сам обращается в банк за помощью, то вероятность нахождения взаимовыгодного решения увеличивается.

Александр Волков, Ореанда-Новости