ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В минувшие выходные продолжился печальный список трагедий с человеческими жертвами, которые вот уже несколько недель преследуют россиян. При крушении частного самолёта вчера утром в Челябинской области погибли 8 человек. Уже выдвинуты версии относительно конкретных причин произошедшего. Однако есть основания предполагать, что к трагедии привело также и общее состояние дел в малой авиации России. Каково же оно?

Третья катастрофа, случившаяся в России за последние неполные три недели, вслед за крушением "Невского экспресса" (27 ноября 2009 г.), пожаром в пермском клубе "Хромая лошадь" (в ночь с 4 на 5 декабря), произошла утром 13 декабря 2009 г. в 09.02 (по другим данным в 09.07) мск. Лёгкий частный (по другим сведениям - собственность авиакомпании "Челавиа") самолёт модели СМ-92Т "Турбо-Финист", на борту которого находились экипаж и группа парашютистов (в общей сложности 8 человек) упал, по неустановленным пока причинам, на взлёте с высоты 150 м на Еткульской трассе в 6 км от г. Коркино и 12 км от Челябинска. Подробности с места событий можно узнать из информационного сообщения ИА "Ореанда-Новости".

В течение вчерашнего дня авиационные специалисты выдвинули предположения относительно основных возможных причин авиакатастрофы. Их может быть три: сбой техники, ошибка пилота, неблагоприятные метеоусловия. Относительно авиатехники - самолёта марки СМ-92Т "Турбо-Финист" (ЛТХ см. ниже) - СМИ сообщают, что летательный аппарат был выпущен в 2006 году и не имел поломок. Перед полётом он получил разрешение и прошёл техосмотр. "По предварительным данным, все документы на вылет в порядке, погода благоприятствовала вылету. Пока неясно, по какой причине произошла авария", - сообщил в этой связи замгубернатора Челябинской области Валентин Буравлёв. Самолёт пилотировал опытный лётчик,  замдиректора авиакомпании "Челавиа" по организации лётной работы пилот-инструктор Николай Александрович Дудкин - выпускник высшего Тамбовского авиационного училища. Он учился в Италии, имел квалификацию лётчика-снайпера ВВС, пилота коммерческой авиации, а также тысячи часов полётов на разных воздушных судах.

Однако, как стало известно СМИ, данная катастрофа стала уже третьим авиапроисшествием на территории аэропорта "Калачево". 5 мая прошлого года здесь потерпел крушение двухместный спортивный самолёт "Р-96 Гольф" итальянского производства, а в 2000 году в 20 км от аэропорта рухнул учебный Як-52, на котором инструктор отрабатывал с курсантом фигуры высшего пилотажа. Эта печальная статистика отражает положение дел не только в данном аэропорту, но и во всей российской малой авиации, вынужденной, по мнению многих экспертов, буквально бороться за своё выживание под целой грудой проблем.

Среди наиболее актуальных из них эксперты называют следующие: несовершенство российского законодательства, рассчитанного, в  первую очередь, на большую авиацию; нерентабельность пассажирских и грузоперевозок из-за низкой платёжеспособности населения; бедственное состояние парка воздушных судов, т.к. на 2001-2005 годы пришёлся пик списания Ан-2 в связи с выработкой общетехнического ресурса; кадровый голод из-за массового закрытия большого количества учреждений среднего профессионального образования в области авиации.

Как результат, малая авиация, успешно действующая в развитых странах в сельском и лесном хозяйствах, энергетике, нефтяной и газовой промышленности, с трудом выживает в России благодаря усилиям энтузиастов. А ведь без малой авиации невозможны, к примеру, качественный мониторинг окружающей среды, доставка людей в труднодоступные места, обеспечение медико-санитарной помощи, организация полётов с деловыми целями. Достаточно сказать, что, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, в нашей стране насчитывается лишь около 7 тыс. единиц судов малой авиации на 140 млн человек. Число аэродромов в РФ сократилось за годы реформ с 2850 до 200. Из них только половина имеет пригодную (но не сертифицированную) взлётно-посадочную полосу. На остальных же не существует даже то, что можно отдалённо назвать "полосой". Для сравнения, в США функционируют 19 тыс. аэродромов. Число лёгких летательных аппаратов перевалило за 200 тыс. В отрасли работают свыше 500 тыс. человек.  Ежегодный объём налоговых сборов с малой авиации составляет около 4 млрд долларов. Годовой же оборот рынка услуг, предоставляемых малой авиацией, оценивается в 50 млрд долларов.

Впрочем, и у нас в стране есть регионы, где малая авиация, поддерживаемая региональными властями, успешно развивается. Так, правительство Забайкальского края с декабря запустило авиарейсы в северный Тунгокоченский район. "В Тунгокоченском районе есть ряд населённых пунктов, добраться до которых зимой трудно, а летом практически невозможно - только на вездеходе. Между тем мы обязаны обеспечивать транспортное обслуживание населения тем или иным способом. Авиационный транспорт позволит решить эту проблему", - заявил СМИ на прошлой неделе представитель краевого управления транспорта и дорожного строительства.

Особенно отрадно в данной ситуации то, что цены на билеты будут доступны большинству жителей края. "Цена билета от Юмурчена до Красного Яра составляет около 150 руб., от Читы до Юмурчена - около 1 тыс. руб. Реальная цена билетов при этом в 2-2,5 раза выше. Разницу компенсирует краевое правительство", - отметил представитель краевых властей. Эффективно функционирует малая авиация в Якутии, где удалось сохранить 32 аэропорта и 130 аэродромных площадок для лёгких самолётов и наладить авиационное сообщение между населёнными пунктами края. Во многом это было сделано благодаря региональной целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики до 2011 года" (затраты - 102 млн руб. в 2009 г.).

Эти примеры свидетельствуют, что малая авиация может успешно развиваться в России. Необходим лишь государственный подход, чтобы этот сектор экономики заработал на полную мощь в интересах российской экономики и всех россиян.

Агентство "Ореанда-Новости" выражает искренние соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе самолёта СМ-92Т 13 декабря 2009 года.     

Список фамилий погибших:

1. Дудкин Н., пилот-инструктор.

2. Бикеев С., 1957 г.р., инструктор.

3. Ланова, 1984 г.р.

4. Литвинова, 1988 г.р.

5. Таисов Е.Ю 1984 г.р.

6. Пушкарь А., 1964 г.р.

7. Напокин, 1971 г.р.

8. Мошкина О., 1964 г.р.

Лётно-технические характеристики самолёта СМ-92Т "Финист" производства Смоленского авиазавода (сертификат типа №СТ294-СМ-92Т от 18.12.2008г.):

Экипаж 1 чел. Длина самолёта: 9,97 м. Высота самолёта: 3,10 м. Размах крыла без доп. баков: 14,60 м. Колея шасси: 3,68 м. Масса пустого самолёта: 1670 кг. Макс. взлётная масса: 3000 кг. Макс. полезная нагрузка: 1330 кг. Макс. запас топлива: 780 л. Макс. запас топлива с доп. баками: 1240 л. Макс. дальность полёта: 1300 км. Макс. дальность полёта с доп. баками: 2100 км. Макс. скорость полёта: 280 км/ч. Крейсерская скорость: 240 км/ч. Макс. высота полёта: 3000 м. Скороподъёмность у земли: 6,5 м/сек. Длина разбега (бетон, МСА): 400 м. Длина пробега (бетон, без реверса, МСА): 490 м. Первоначально назначенный ресурс самолёта: 1500 лётных часов. Первоначально назначенный срок службы самолёта: 10 лет. Оснащён турбовинтовым двигателем М-601F мощностью 750 л.с. и воздушным винтом V508E/99B.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

В Челябинской области разбился самолёт

Оценивая МЧС: за спасение - пять, за профилактику - кол

Уйти нельзя остаться. США отправляют в Афганистан новые войска

МТС раскрутилась на "молчании"