ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На днях недавно назначенный Полпред Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, выступая в Ямало-Ненецком автономном округе, посетовал, что в России перебор граждан с высшим образованием и призвал молодёжь, "продолжая трудовые династии", получать рабочие специальности и "идти работать туда, где работали бабушки и дедушки".

Поскольку новый полпред и так является не слишком популярной фигурой, да и высказывание его было достаточно спорным, резонанс случился весьма заметный. К тому же, его слова прозвучали на фоне более раннего интервью министра образования Дмитрия Ливанова, которое тот дал буквально накануне своего назначения. Напомним, тогда он сказал, что считает необходимым сократить число бюджетных мест в ВУЗах с целью увеличения финансирования оставшихся и, как следствие, увеличения качества предлагаемого образования.

Несмотря на то, что многим не понравилось заявление бывшего начальника цеха Уралвагонзавода И.Холманских, к слову, окончившего Уральский политехнический институт, в сказанном есть толика здравого смысла. Холманских, конечно, погорячился, когда указал на то, что сейчас 90 процентов выпускников школы получают высшее образование. В целом по стране дипломы ВУЗов есть примерно у одной пятой части россиян. Однако стоит отметить, что у возрастных групп  от 21 до 40, то есть выпускников школ последних 20 лет, этот уровень достигает 40-45 процентов, что вдвое выше среднего по стране. В то же время в РСФСР в конце 80-х годов высшее образование имели только 10 процентов населения. А вот скачка в развитии науки так и не произошло.

Кроме того, оценивая взрывной рост числа студентов (в 3 раза) и вузов (с 514 до 1114 за 1992-2010 гг., т. е. в 2,2 раза) необходимо помнить, что он был вовсе не обеспечен наращиванием профессорского корпуса: число преподавателей выросло за тот же период с 220 до 342 тысяч, или на 55 проц. Сегодня отношение числа преподавателей к числу студентов в России в 2,7 раза ниже, чем в США.

Радетели дальнейшего увеличения охвата населения высшим образованием забывают о главном. А главное в нём - не наличие "корочки", а качество знания.

Разговоры о качестве нашего образования возникают регулярно, особенно в середине лета. После выпуска новой партии бывших студентов и школьников и в разгар приёмной страды. То, что уровень поступающих в ВУЗы не достигает даже минимальной планки для студента-первокурсника, в один голос говорят все ректоры. Говорят они и о том, что первый год обучения уходит на элементарные основы, которые необходимо заложить ещё в школе. И несмотря на это, продолжают принимать абитуриентов практически с любыми знаниями, правда, на платной основе. Слова о том, что вырученные деньги идут на улучшение материальной базы и повышение зарплат преподавателям, вряд ли улучшают качество образования. В результате, в большинстве мировых рейтингов качества ВУЗов присутствует только один российский - МГУ. Неслучайно и рейтинг образования в стране, по оценкам ООН, последние годы неуклонно падает, перешагнув уже порог 60-го места.

Можно напомнить и о чудовищном перекосе в сторону правоведов и финансистов. Половина из бывших студентов устраивается не то что не по специальности, но и вовсе на должности, не требующие высшего образования. Шутка ли, секретари требуются с дипломом. Основные требования к ним - высшее образование, умение подносить чай или кофе.

И тут бы всплеснуть руками и гневно воскликнуть: "Как же так! Неужели в Министерстве образования не видят это безобразие?" Оказывается - видят. Буквально сегодня бывший глава ведомства и нынешний советник президента Андрей Фурсенко заявил в рамках проходящего Петербургского Экономического Форума: "необходимо закрывать плохие вузы, но открывать новые места в хороших". Периодически о проблемах высшей школы вспоминают и первые лица государства. Так, ещё будучи президентом, Д.Медведев указывал на перенасыщенность рынка труда экономистами и юристами. В.Путин, привлекая молодёжь к станку, предложил премии "лучшим по профессии".

Но, несмотря на такие усилия, преждевременно радоваться не стоит. В ближайшие годы увеличения бюджета образования не предвидится. Более того, в проекте до 2014 года запланировано уменьшение расходов по этой статье на 18 процентов. Как же планируют улучшить качество ВУЗов, не строя новых общежитий, не привлекая зарубежных педагогов и, уж конечно, не зазывая в высшую школу российских выпускников ведущих университетов мира (которых, кстати, насчитывается более 2 процентов от общего числа студентов в развитых странах)?

Вопрос скорее риторический. После того, как все желающие в очередной раз поступят в институты, университеты и академии, на год дискуссия стихнет. Ведь большинство в целом устраивает положение вещей, при котором в России ВУЗ - не место, где учатся. Это своеобразная отсрочка от взрослой жизни, где гораздо чаще "косят" от армии, чем вникают в науку.

Александр Волков, Ореанда-Новости