ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В ближайшее время все россияне станут свидетелями неслыханного доселе события – правительство приняло решение отменить одну из тех "бумажек", которые нашим согражданам приходилось обязательно иметь при себе. Причём нововведение коснётся многих – тех, кто хоть раз управлял автомобилем, юридически ему не принадлежащим. Речь идёт, конечно, о доверенности.

Разговоры об отмене этого анахронизма ходили уже давно. В первую очередь, потому, что отсутствие этого документа позволяло сотрудникам ГИБДД снимать номера с транспортного средства, водитель которого или забыл доверенность, или вовремя не обновил её. Так что такой забывчивый шофёр рисковал продолжить путь пешком - всё равно без доверенности управлять машиной запрещено.

Основными доводами защитников существующего статус-кво были ссылки на то, что наличие дополнительного документа, удостоверяющего право водителя на управление именно этого автомобиля ограждает, в первую очередь, собственника – от угона, а во вторую очередь – других участников дорожного движения, в случае совершения ДТП. В частности, Гражданский кодекс предусматривает, что в случае необходимости обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности (каковым и является автомобиль) по доверенности на право управления транспортным средством.

Однако, учитывая современный уровень оснащённости ГИБДД техническими средствами, первая причина на сегодняшний день уже является несущественной. Большинство постов полиции оборудованы камерами с устройствами считывания номера - угнанная машина вычисляется на "раз-два". Кроме того, сотрудник органов всегда может "пробить" по базе данных номера и другие документы, находящиеся на руках у водителя. При этом доверенность на управление транспортным средством уже давно не требует заверения у нотариуса, и проверить её подлинность, как раз, достаточно проблематично - ни почерк, ни подпись владельца полицейскому, наверняка, не известны.

А вот вторая причина – возможная коллизия с целым рядом законов и подзаконных актов – вызывала противодействие со стороны министерства юстиции. Действительно, в случае, если доверенность отменят, то кому отвечать за возможный ущерб, или, скажем, платить штраф? Владельцу? Но он мог быть абсолютно не причастен к произошедшему.

Соломоново решение оказалось проще, чем могло показаться. Как ни странно, эксперты и защитники прав автомобилистов предлагали его ещё несколько лет назад, ещё тогда, когда ходили разговоры об отмене талона техосмотра (ещё один ненужный документ, окончательной отмены которого всё никак не дождутся автолюбители). В итоге, в документе, который Дума планирует рассмотреть до конца текущего года, предполагается, что из пункта 2.1.1 Правил дорожного движения просто исключается обязанность водителя иметь при себе документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством в случае управления в отсутствии владельца. Ожидается, что проект изменений, который уже подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым, вступит в силу с нового года.

Но, если вы решили под бой курантов торжественно порвать эту бумажку – не торопитесь. В результате нововведений получается, что само понятие управления по доверенности остаётся, только документ может спокойно лежать дома. Однако, чтобы снять машину с учёта или поставить на учёт, пройти техосмотр, купить полис ОСАГО человеку, который управляет автомобилем, по-прежнему потребуется доверенность от собственника. Да и в случае внештатной ситуации на дороге, доверенность может потребоваться в ходе последующего разбирательства.

Тем не менее, на фоне последних инициатив, спущенных сверху, эта, по сути, мелочь, выглядит, как невиданное упрощение жизни граждан.

Александр Волков, Ореанда-Новости

Читайте также:

Финляндию поразила крупнейшая экологическая катастрофа

Стрельба на свадьбе, ставшая традицией

"Городок" осиротел: не стало Ильи Олейникова

Из главы фракции в главы региона: Подмосковью назначили губернатора