ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Ставропольского края Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне "BB" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)", прогноз по рейтингам - "Стабильный". Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтверждён на уровне "B".

Также агентство подтвердило рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, на уровнях "BB" и "AA-(rus)".

Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении приемлемых показателей исполнения бюджета края и умеренного, хотя и растущего, прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) в среднесрочной перспективе.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги "BB" отражают приемлемые операционные показатели Ставропольского края, наши ожидания по снижению бюджетного дефицита и стабилизации прямого долга вследствие более широкого использования бюджетных кредитов с низкой процентной ставкой. Рейтинги также принимают во внимание невысокие экономические показатели региона и слабую институциональную среду для российских субнациональных образований.

Fitch прогнозирует, что операционные показатели останутся умеренными в среднесрочной перспективе. Операционный баланс несколько улучшится, до 6%-7% от операционных доходов в 2016-2018 гг. после 5% в 2015 г., вследствие восстановления поступлений от налога на прибыль организаций и более высоких ставок акцизов. Правительство региона, вероятно, сохранит жёсткий контроль над расходами, и мы прогнозируем рост операционных расходов ниже темпов инфляции, на уровне 3%-5% в 2016-2018 гг.

По прогнозам агентства, дефицит бюджета до движения долга сократится до 10% от всех доходов в 2016 г. (2015 г.: 12,2%), а затем снизится до 7%-8% в 2017-2018 гг. на фоне умеренного уменьшения капрасходов до уровня около 17% от всех расходов в 2016-2018 гг. со среднего уровня в 21% в 2013-2015 гг. Правительство Ставропольского края намерено сократить дефицит для выполнения требований соглашений с Министерством финансов о предоставлении бюджетных кредитов. В 2015 г. и за 9 мес. 2016 г. регион привлёк трёхлетние бюджетные кредиты под низкую ставку на 12,6 млрд. руб., что, скорее всего, снизит годовые платежи на обслуживание долга в среднесрочной перспективе.

Мы прогнозируем увеличение прямого риска у региона в 2016-2018 гг. на фоне продолжающегося дефицита бюджета. По прогнозам агентства, прямой риск превысит 60% от текущих доходов в 2017 г. (2015 г.: 49%). В то же время данный момент сглаживается более широким использованием регионом бюджетных кредитов, которые, как мы ожидаем, будут составлять более 35% от прямого риска на конец 2016 г. (2015 г.: 28%).

Ставропольский край подвержен риску рефинансирования, хотя 95% его погашений долга равномерно распределены в 2016-2019 гг. Краткосрочный риск рефинансирования у края составляет 8,4 млрд. руб. долга с наступающими сроками, на который приходилось 26% прямого риска на 1 октября 2016 г. Данный риск сглаживается неиспользованными кредитными линиями на сумму 19,7 млрд. руб., которые доступны региону по первому требованию. Кроме того, Ставропольский край планирует выпустить семилетние облигации на сумму 4,8 млрд. руб. для рефинансирования части своих трёхлетних банковских кредитов, что положительно отразиться на профиле погашения долга.

Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Частые изменения распределения источников налогов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней ограничивают возможности Ставропольского края по прогнозированию и затрудняют стратегическое планирование и управление долгом и инвестициями.

Социально-экономические показатели Ставропольского края исторически слабее, чем у среднего российского региона. В экономике края доминируют сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность. Показатель ВРП на душу населения у региона в 2014 г. составлял 67% от медианного уровня в России. Правительство региона ожидает дальнейшего сокращения экономики края на 1% в 2016 г. после падения на 2,3% в 2015 г. и возврата к росту на 1%-3% в 2017-2019 гг. Эти тенденции близки к ожиданиям Fitch по российской экономике в целом: сокращение на 0,5% в 2016 г. и рост на 1,3%-2,0% в 2017-2018 гг.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Сильные показатели операционной маржи, на уровне выше 10%, и обеспеченности долга (17,4 года в 2015 г.) на уровне средних сроков погашения (2,3 года в 2015 г.) на продолжительной основе обусловили бы повышение рейтингов.

Ослабление текущего баланса в сторону несущественных значений на продолжительной основе в сочетании с увеличением прямого риска до выше 60% от текущих доходов привело бы к понижению рейтингов.