ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Жизнь опережает действие многих положений закона о государственно-частном партнёрстве. Необходимо усовершенствовать нормативную базу для повышения эффективности его механизмов и стимулирования инвесторов, заявила председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ, заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова.

Какими могут быть эти изменения обсудили участники заседания Совета на тему «Государственно-частное партнёрство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации».

Открывая дискуссию, председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ, Галина Карелова отметила важность правоприменительной практики Закона о государственно-частном партнёрстве (ГЧП) для дальнейшего совершенствования его положений.

«Принимая закон, мы делали особую ставку на его действие в социальной сфере, инфраструктура которой, а также спектр услуг нуждаются в более интенсивном развитии. В условиях сложной экономической ситуации поддержка привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры является одним из приоритетов государственной политики».

Сенатор сообщила, что сегодня на различных стадиях реализации находятся 214 «социальных» проектов на принципах государственно- частного партнёрства. Это примерно, шестая часть от общего количества ГЧП-проектов. К регионам-лидерам по реализации проектов ГЧП в социальной сфере можно отнести Самарскую, Астраханскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Калужскую, Московскую, Ульяновскую области, Республику Саха (Якутия), Хабаровский край, города Москву и Санкт-Петербург.

Галина Карелова также проинформировала, что большинство проектов государственно-частного партнёрства реализуются в сфере здравоохранения (35,7 процента) и образования (27,7 процента). Однако в туризме, культуре, физической культуре и спорте, в социальном обслуживании ГЧП-проектов немного, хотя, по мнению экспертов, эти сегменты социальной сферы перспективны для привлечения частных инвестиций на условиях ГЧП.

Вице-спикер СФ отметила основные моменты, сдерживающие частных инвесторов, — неоднородность спроса, сложность прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. По её мнению, инвесторы в большинстве случаев не готовы входить в проекты социальной сферы без существенных гарантий со стороны государства, поскольку считают, что инвестиции в проекты социальной сферы более рискованны и менее маржинальны, чем, например, в проекты транспортной инфраструктуры. Парламентрий предложила обсудить, что надо сделать для того, государственно-частное партнёрство работало эффективнее.

По итогам заседания Совет принял рекомендации внести изменения в законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные акты. В частности, предложено установить возможность компенсации затрат на подготовку проекта его инициатору (в рамках процедуры частной инициативы) в случае, если он не признан победителем конкурса Минэкономразвития России. Кроме того, предложено установить возможности для субъекта Российской Федерации выступать стороной в концессионных соглашениях и соглашениях о муниципально-частном партнёрстве, заключаемых муниципальными образованиями.