ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Год Италии в России завершается – но продолжается диалог двух культур, начатый столетия назад. Об этом напоминает выставка, которая открывается в Государственной Третьяковской галерее. Путешествие по Италии входило в обязательную программу становления русского художника XIX века. Для одних живописной "Меккой" становился Рим, других вдохновляла Венеция, но многие выбирали южное направление – и не случайно. Экспозиция "O Dolce Napoli" предлагает увидеть Неаполь глазами итальянских и русских живописцев.

Особенно полюбили Неаполь те, кто склонялся к романтизму. Вот революционная романтика кисти художника Кипренского: бежавшие в Неаполь после польского восстания славянские карбонарии читают французскую газету. Русский человек на людной набережной, среди расслабленных полураздетых южан – в будущем певец неаполитанских красот – здесь ещё застегнут на все пуговицы, рассказывает телеканал Культура.

Сильвестр Щедрин приехал в Неаполь к послу Русской миссии, поэту и дипломату Константину Батюшкову. В город влюбился, возвращался дважды, оставался надолго, в письмах подписывался "неаполитанец", похоронен недалеко – в Сорренто. На южных берегах от классицистической строгости перешёл в другую веру: солнце, свет, чистые цвета, эскизность, которая позволяет на его пейзажах человеку в тени виноградных лоз реять без ног.

А вот листы графа Фёдора Толстого – записки русского путешественника по южному побережью Италии. Александр Брюлов – до приезда в Неаполь - архитектор, здесь был представлен ко двору – нарисовал портреты правителей Неаполитанского королевства и стал художником. Его брат Карл работал здесь над эскизами к картине "Последний день Помпеи", что давало основания художнику Тропинину изображать затем Брюллова на фоне Везувия.

Писал неаполитанские красоты и автор "Явления Христа народу" - Александр Иванов - но как-то строже, пустынней они у него выходили. Так же и неаполитанцы – их имидж в живописи сильно зависит от взгляда художника. Для одних – богатый этнографический материал, для других – пастушки и черноокие сборщицы винограда, для третьих – азартные игроки. Видение Неаполя русскими художниками дополнено итальянским материалом: картинами Джиганте и Палицци.

Выставка "О дольче Наполи" призвана объяснить, почему же фраза "увидеть и умереть" в оригинале своём – не о Париже, а о Неаполе - романтическом юге XIX века.