ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  5 июня 2013 года в 19:00 в Мультимедиа Арт Музее (Москва, ул. Остоженка, 16), в рамках программ "Классики российской фотографии" и "История России в фотографиях" откроется выставка "Всеволод Тарасевич. Формула Времени".

Имя Всеволода Тарасевича, прежде всего, связано с фоторепортажем. Большую часть жизни он проработал в одном из самых влиятельных в СССР информационных агентств - Агентстве Печати "Новости" (АПН). Агентство было создано в 1961 на основе Совинформбюро, и Всеволод Тарасевич сразу стал в нём штатным сотрудником.

Из АПН его фотографии расходились в крупнейшие периодические издания. Они продолжали появляться в "Советском союзе", "Огоньке", "Работнице" - журналах, с которыми он сотрудничал ещё до начала работы в агентстве. Но большинство его фотографий теперь создавались по заказу редакции журнала "Soviet Life". Журнал - первоначально под названием "The USSR" - выходил ежемесячно тиражом 30 тыс. экземпляров при посольстве СССР в Вашингтоне и распространялся на территории США.

Время этих фотографий - это время культа точных наук, на создание и поддержание которого было брошено множество сил. Активно работающие научно-исследовательские институты оказываются в поле внимания, почти одновременно в 1957 году возникают новые научные центры в Дубне и Новосибирске. Окончательно построить утопию казалось возможным именно с помощью точных знаний: "После того как выяснилось, что слова лгут, больше доверия вызывали формулы".1

Все представленные на выставке серии относятся к новому направлению репортажа, для которого принципиальным был отказ от поставленных сцен и до неузнаваемости ретушированных фотографий, характерных для 1950-х. Однако традиция вмешиваться в снимаемые процессы не ушла окончательно. Снимок "Поединок" из серии "Московский университет", за который Всеволод Тарасевич получил в 1963 году приз World Press Photo, - пример блестяще срежиссированного кадра: фотограф продумал все необходимые элементы, попросил молодого исследователя исписать доску формулами и настоял, чтобы тот пришёл на съёмку в накрахмаленной белой рубашке. Несмотря на то, что работа фотографа была обусловлена форматом журнала, существующими канонами и нормами, Всеволод Тарасевич узнаваем как автор. Стремление даже в указанных рамках найти собственные решения, использование формальных приемов советской авангардной и европейской фотографии второй половины XX века помогают ему выйти за установленные границы советского фоторепортажа.

Воспоминания коллег и близких свидетельствуют о том, что его интересовала символическая составляющая кадра: отражения как намёк на невидимый микромир, исследуемый физиками, силуэт молодой пары на фоне парных вечерних окон МГУ, соотнесение масштаба науки и человека в "Поединке". Такая символическая нагруженность во многом избыточна для фотографии. Если абстрагироваться от предполагаемых автором контекстов, о которых мы не всегда знаем, в фотографиях Всеволода Тарасевича обращает на себя внимание выверенная композиция, работа со светом, тонко выявленные подобия (предметов, жестов, взглядов). Кроме того благодаря часто выбираемой точке съёмки - он снимает, как бы подглядывая, сквозь попадающие на первый план предметы - возникает необходимая дистанция между фотографом (а значит и зрителем) и основной сценой снимка.

Выставка продлится с 6 июня по 14 июля.