ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  24 октября 2010 года, в воскресенье в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича петербургский ансамбль средневековой музыки Laterna Magica исполнит новую программу "Deo Gracias, Anglia" ("Господи, благослови Англию"), посвящённую британской светской и литургической музыке XII-XV веков. В ней ансамбль предпринимает не строго научное, но практическое исследование "английскости" английской средневековой музыки.

По словам руководителя ансамбля Ольги Комок: "Средние века в Британии - уникальный музыкальный мир. Актуальные идеи, технологии, инструменты, формы всегда свободно циркулировали между островом и континентом, невзирая на политические конфликты, кровавые войны и чумные карантины. Вот и получается: "английскость" английской музыки - поныне тема для ожесточённых дискуссий и многочисленных научных исследований. Есть ли он, национальный вкус, в английской музыке - от средневековья до наших дней? Для ансамбля средневековой музыки Laterna Magica вопрос ясен - но ясен и ответ. Англичане, шотландцы, валлийцы взяли всё лучшее с континента и переварили по-своему. Точно так же Beatles много веков спустя использовали чёрный блюз Америки и изобрели рок-н-ролл.

Вот, например, латинская секвенция Planctus ante nescia - паралитургическая поэма, призывающая слушателя покаяться в грехах и припасть к стопам Девы Марии в поисках утешения. Опус написан монахом Годфруа из знаменитого французского монастыря Св. Виктора в конце XII века. В позднейшем переложении на староанглийский язык (Ar ne kyth ich sorghe non) секвенция обретает особый фонетический вкус - терпкий, шероховатый староанглийский язык любую музыку превращает в битву шипящих звуков. Весьма оригинальную, кстати.

Вот классический британский жанр рождественских песнопений "кэрол": в них многомудрая европейская полифония звучит чуть ли не как как английская народная музыка - и в скромном XII, и в изысканном XV веке. В мотете Excelsus in numine - Benedictus Dominus англичане дают волю своей любви к музыкально-поэтическим играм - два вокальных голоса с разными словами (как и положено в мотете, изобретённом в парижском монастыре Notre-Dame веком ранее) не просто подражают друг другу, но перебрасываются рифмами.

Наконец, знаменитый гимн Gabriel fram heven King из Дублинского тропаря, инструментальные дукции конца XIII века и гимн Св. Магнусу окончательно убеждают: честь открытия терции как консонанса, то есть как вполне "сладкого" для уха созвучия, которое в Европе не признавали до начала XV столетия (но которое затем легло в основу всей западноевропейской музыки вплоть до наших дней) принадлежит именно англичанам".

Laterna Magica - это петербургский ансамбль, исполняющий европейскую музыку средних веков и возрождения. Ансамбль сочетает звучание аутентичных инструментов и стремление к исторически достоверному прочтению старых текстов с экспериментами в интерпретации. В основе совместной работы коллектива - два условия: исполнительская свобода как следствие многообразного опыта участников ансамбля (в области классической, барочной, джазовой, народной и рок-музыки), а также самоограничение как результат острого чувства стиля. Неакадемические голоса привносят в звучание ансамбля особую экспрессивность.

Со времени основания (1998) ансамбль участвовал в ряде Международных фестивалей старинной музыки, обучался на мастер-классах ведущих европейских исполнителей средневековой музыки, выступал на фестивалях классической, современной и джазовой музыки, гастролировал в Беларуси, Польше, на Украине и в США.

Исполнители:
Тарас Драк - вокал, арабская лютня, средневековая лютня, фидель, тар
- Александр Горбунов - фидель, псалтериум
- Екатерина Бонфельд - вокал, средневековые флейты, пайп-и-табор
- Ольга Комок - вокал, портативный орган, колесная лира
- Андрес Измайлов - вокал, романская арфа
- Всеволод Садовый - пайп-и-табор, перкуссия.

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.